Пандемия COVID-19 больно ударила по бизнесу во всем мире и югоосетинские предприниматели тоже не являются исключением. В связи с этим в качестве стимулирующей меры специалисты Минэкономразвития РЮО предложили облегчить переход субъектов малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения. Как обстоят дела с решением данного вопроса сейчас?
С. Цховребов
За комментариями мы обратились к начальнику Управления малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Сослану Мамитову и председателю Комитета по налогам и сборам Владимиру Каджаеву.
Сослан Мамитов: – Облегчение перехода на УСН создаст более комфортные условия для действующих в Южной Осетии субъектов малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения предусматривает для них значительные выгоды. Во-первых, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, размер которого составляет от 6 до 10%. Во-вторых, готовить отчетную документацию для упрощенной системы налогообложения значительно проще. Предприниматели могут делать это самостоятельно, без помощи бухгалтеров. В-третьих, отчетность по указанной системе налогообложения нужно сдавать в фискальные органы только раз в год. А другие налоговые режимы предусматривают ежеквартальную сдачу отчетности.
Согласно законодательству нашей республики, на УСН могут переходить только те организации и индивидуальные предприниматели, чьи доходы за 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превысили 4,5 млн руб. Годовые объемы доходов не должны составлять более 6 млн руб. Численность работников за отчетный период не должна превышать 15 человек.
Но сейчас, при таких требованиях, в Южной Осетии УСН могут пользоваться всего около 30 субъектов бизнеса. Остальные могут пользоваться другими налоговыми режимами, т.к. суммы их доходов и численность работников превышают установленные критерии для перехода на УСН.
Чтобы дать возможность большему числу предпринимателей перейти на упрощенную систему налогообложения, мы предложили ранее внести некоторые изменения в законодательство. В частности, считаем, что необходимо в требованиях для перехода на УСН повысить годовую сумму доходов до 30 млн руб, а численность работников увеличить до 25 человек. Пакет соответствующих предложений мы уже отправили на рассмотрение Комитета по налогам и сборам. В целом руководство налоговых органов с пониманием отнеслось к нашей инициативе. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся выработать оптимальный вариант решения этого вопроса, который будет одобрен и кабмином и парламентом.
Владимир Каджаев: Мы рассмотрели предложения коллег из Минэкономразвития. По нашим расчетам, в случае их принятия в таком виде, поступления в доходную часть госбюджета сократятся на 25 – 30 млн руб. Хочу подчеркнуть, вопрос очень актуальный. Мы в полной мере понимаем, что отечественный бизнес из-за распространения коронавируса, связанных с этим ограничительных мероприятий и т.д. оказался в непростом положении. И естественно надо использовать все доступные ресурсы, чтобы помочь ему. Но необходимо провести тщательные расчеты и все детально проанализировать, прежде чем вносить какие-либо изменения в налоговое законодательство. Наряду с обеспечением интересов МБ нельзя допустить и сокращения поступлений в государственный бюджет в это трудное время. Поэтому нам нужно найти оптимальный баланс между этими двумя актуальными вопросами. Выработка наших предложений по этому поводу несколько затянулась в связи с болезнью некоторых специалистов КНС, необходимостью отправки на самоизоляцию и карантин работников с хроническими заболеваниями, лиц старше 60 лет и т.д. Однако, скоро мы сможем представить пакет наших предложений, которые максимально сбалансировано будут учитывать интересы бизнеса и бюджетные интересы государства. Согласуем их с коллегами из Минэкономразвития, Минфина.
Для справки: По данным Минэкономразвития РЮО, на начало текущего года в республике функционировало 1863 субъекта малого и среднего бизнеса. Около 68% из них были задействованы в сфере торговли, еще около 14% в сфере услуг. В строительстве и производст-венной деятельности было занято по 5% субъектов МСБ. В общественном питании и сель-ском хозяйстве соответственно по 2 и 1%. Остальные 5% предпочитают другие направления.
Гугули ВАЛИЕВ