Грузинский фактор в сирийском треугольнике

Главной темой в международной политике по-прежнему остается сирийский вопрос. С началом военной операции США и их союзников в Сирии ближневосточная драма вступит в новую фазу. И хотя сегодня все эксперты и аналитики гадают по поводу перспектив нанесения удара по Сирии в связи с российской инициативой о передаче сирийского химического оружия под международный контроль, поддержанной многими странами, а также ООН, заведомо ясно, что силовое давление на Дамаск на этом не прекратится. Достаточно сказать, что боевики оппозиции выступили против российского предложения, а Саудовская Аравия и Катар продолжают отправку наемников против войск Башара Асада. К тому же даже после отказа от арсеналов химического оружия никто не может гарантировать, что США не найдут новый повод для военной операции против Сирии. Не для этого они разрушали непослушные арабские государства, потратили столько времени на поддержку боевиков в Сирии, чтобы в одночасье отказаться от своих глобальных планов, которые США столь последовательно реализовывали долгие годы. Поэтому есть все основания предполагать, что сирийская драма не закончится после отказа от химического оружия и правительственным войскам Сирии не дадут добить боевиков.

Правда, на этот раз, в отличие от прежних интервенций Соединенных Штатов, американское общество в большинстве своем не готово посылать морпехов в далекие страны с непонятными, хоть и громкими целями.

В поддержку предлагаемой администрацией Обамы резолюции выступили лишь треть американцев, серьезные проблемы у Белого дома возникли и в конгрессе. Характерным является выступление сенатора от штата Техас Теда Круза, по словам которого ВВС США могут стать «авиакрылом «Аль-Каиды», имея в виду тот факт, что удар по правительственным войскам Сирии поможет террористам, включая «Аль-Каиду». «У нас нет ставок в этой игре. Мы должны сосредоточиться на защите США. Именно для этого молодые люди и девушки вступают в ряды армии, а не для того, чтобы служить авиацией «Аль-Каиды», – сказал сенатор.

Еще хуже дела обстоят с международной поддержкой. Неприятный сюрприз агрессивным янки преподнесли английские парламентарии, вспомнившие о пробирке с белым порошком, который стал поводом для начала кровавой агрессии в Ираке. Большинство англичан также выступают против ударов по Сирии, что непривычно для страны, которая всегда верно следовала в фарватере старшего партнера в англосаксонском дуэте. Примерно такая же картина и во Франции, что, впрочем, не помешало нынешнему хозяину Елисейских полей выступить с безоговорочной поддержкой Соединенных Штатов. Внешнеполитический курс Франции со времен правления Саркози претерпел неприглядные метаморфозы, от деголлевской Франции, которая проводила независимую от Белого дома политику, остались лишь воспоминания. Анализируя действия официального Парижа в период войны в Ливии и сейчас в Сирии, создается впечатление, что нынешнее правительство страны стремится занять место верного оруженосца для Штатов, которую ранее безоговорочно занимал Лондон.

Иностранные СМИ тем временем публикуют все больше свидетельств того, что химическое оружие было применено не Башаром Асадом, а его противниками. В частности, согласно одной из публикаций, группа боевиков в интервью признала, что химическая катастрофа в районе аш-Шаркия в окрестностях Дамаска, приведшая к гибели большого числа мирных жителей, произошла из-за неправильного использования боевиками отравляющих веществ, предоставленных в их распоряжение главой саудовской разведки Бендера бин Султаном. Зарин предназначался для террористической группировки «Фронт ан-Нусра», но боевиков, видимо, не обучили правилам обращения с химоружием.

В свою очередь, алжирский телеканал Algerie-1 обнародовал видео, на котором зафиксировано использование сирийскими боевиками химических боеприпасов. На нем показано, как несколько вооруженных боевиков заряжают миномет крупного калибра специальным боеприпасом, изготовленным кустарным способом и имеющим вид герметического резервуара голубого цвета с детонатором.

Убедительные доказательства использования боевиками химического оружия предоставил и российский МИД, речь идет о случае его применения еще в марте в Алеппо. Согласно российским выводам, отравляющие вещества кустарным образом приготовили боевики. В качестве детонатора был использован гексоген, который не применяется в штатных боеприпасах, а в составе самого отравляющего вещества есть доля диизопропилфторфосфата, характерного для западных образцов химического оружия. В результате мартовской химической атаки погибло 26 гражданских лиц и бойцов сирийской армии, еще 86 человек получили поражения различной степени.

В самой Сирии все активнее звучат голоса очевидцев, которые представили действительно неопровержимые доказательства причастности боевиков сирийской оппозиции к химическим атакам. В частности, речь идет о настоятельнице монастыря в городе Кара Агнесс Мариам Ас-Салиб. По ее словам, материалы в западных СМИ, доказывающих вину сирийской армии, сфабрикованы. «Главным доказательством является то, что Reuters начало транслировать эти «документы» в 6:05 утра. Говорят, что химическая атака произошла между 3 и 5 часами утра в районе Гуты. Как можно меньше, чем за три часа собрать больше 10 отснятых материалов, перенести более 200 детей и более 300 молодых людей, поместить их в каком-то месте, а после этого оказывать им первую помощь, а также снимать их на видео, брать интервью?», – говорит Агнесс Мариам Ас-Салиб. Она также задается вопросом: если большинство жертв, которые фигурируют на этих кадрах, – дети, то где их родители?

Настоятельница монастыря приводит другие факты зверств боевиков, в том числе совершенных в Латакии, где погибли сотни человек. «Я, прежде всего, хочу задать вопрос, как международное сообщество может игнорировать массовую резню, которая произошла в районе Латакии в ночь с 4 на 5 августа? В результате этой бойни погибли более пятисот человек, среди которых были дети, женщины и старики. Они все были зарезаны. Там были совершены ужасные зверства», – отмечает Агнесс. Все собранные материалы она намерена передать независимой комиссии по расследованию нарушений прав человека в Сирии.

Новым доказательством о причастности боевиков оппозиции к химической атаке 21 августа стали показания бельгийского ученого Пьера Пиччинин да Прата, освобожденного из плена в Сирии. «Мне довелось услышать разговор боевиков о подготовке газовой атаки, с целью спровоцировать иностранное вторжение. Сообщить об этом мой моральный долг», – сказал в интервью журналистам ученый.

Подобные многочисленные свидетельства позволили российским дипломатам сделать вывод, что шокирующие видеоматериалы, которые активно тиражировались мировыми СМИ, сняты заранее с тем, чтобы создать соответствующий информационный фон для обвинения правительства Сирии.

Подобные методы информационной войны широко применялись против Югославии перед бомбардировками Белграда, в Ираке, Южной Осетии и других странах, которые подвергались агрессии США или их сателлитов.

На этом фоне продолжительные дискуссии в американской правящей элите на тему бомбить Сирию или нет, долго или не очень, соглашаться с российским предложением или нет, представляют собой лишь занимательную клоунаду, предназначенную для наивных обывателей в самих Штатах и других странах, дабы убедить их в том, что в Белом доме пытаются принять взвешенное решение. Между тем, решение принято давно и именно Соединенные Штаты в союзе с радикальными исламистскими группировками стоят за кровавой войной в Сирии, которая идет уже несколько лет. Проблема заключается лишь в том, что первоначальный план свержения Асада провалился, его войска вместо бегства оказали ожесточенное сопротивление бандам наемников и шаг за шагом приближают их окончательное поражение, поэтому приходится задействовать план «Б» по хорошо отработанной методике. Лидеры боевиков не скрывают своих намерений в полной мере использовать натовские удары по Сирии. Для них это последняя надежда переломить ситуацию в свою пользу. Как заявил представитель Высшего военного совета сирийской оппозиции Кассим Саад эд-Дин: «Наша надежда – воспользоваться преимуществом, ослаблением обороны в некоторых районах. Мы готовим группы в каждой из провинций, боевики будут готовы к тому моменту, когда произойдет атака. Мы послали им планы атак против тех военных объектов, которые подвергнутся бомбардировке в ходе удара Запада, и других объектов, которые мы намерены атаковать одновременно».

По мнению многих российских экспертов, в случае начала интервенции, на первом этапе боевики, при поддержке авиации США, захватят ряд важных областей Сирии, где будет размещено альтернативное сирийское правительство с последующим его признанием со стороны Запада, затем последует завершающий удар по Дамаску. Понятно, что подобные планы не остановят ни свидетельства очевидцев, ни миролюбивые призывы и отказ от химоружия. Западных ястребов не интересует правда, их не волнует общественное мнение собственных стран, а уж тем более России, которая является их главной целью.

По замыслу новой версии «Дранг нах Остен», отработанные в Ливии и Сирии схемы затем должны быть перенесены на Кавказ и другие регионы России, причем практически с теми же исполнителями, многие из которых находятся у Российской Федерации под самым боком и соревнуются нынче в публичных изъявлениях любви к братскому русскому народу и обещаниях вечной дружбы с Россией.

В частности, как сообщает в интервью «Нейромир-ТВ» российский эксперт Марат Мусин, недавно побывавший в Сирии, лагеря по подготовке боевиков из СНГ в Сирии возглавляет личный телохранитель азербайджанского президента Ильхама Алиева. При этом переброска основного потока граждан из стран СНГ в Сирию, которые воюют на стороне противников президента Башара Асада, происходит через Турцию. «Англосаксы продумали всю логистику. Граждане стран СНГ проникают в Сирию через Турцию. Сначала встречают турок, которые перебрасывают их на границу, где собирают группы. После того, как они переползают границу, их встречают киргизы, которые знают русский язык. Затем они попадают в лагеря, где много азербайджанцев. Самые резонансные преступления в Сирии совершают наши соотечественники из Северного Кавказа. Сейчас в Сирии готовят террористических лидеров, которые в будущем вернутся в Россию», – подчеркивает эксперт.

Напомним, что основные пути доставки оружия и пополнение для северокавказских боевиков в 90-е и 2000-е также пролегали через Азербайджан и Грузию. Сейчас этот поток идет в обратном направлении, чтобы снова через некоторое время повернуть на север.

Как видно, у военно-политического союза, который сейчас под эгидой американцев оформляется между Турцией, Азербайджаном и Грузией, есть весьма многообразное применение. Еще одно доказательство этому было обнародовано недавно на сайте издания ветеранов разведки и Госдепа США «Veterans Today». По мнению главного редактора сайта Гордона Даффа, зарин в Сирию был привезен из Грузии через территорию Турции при содействии американских спецслужб.

В самой Сирии пока больше склоняются к саудовскому происхождению кустарного химического оружия. Но Гордон Дафф приводит весьма убедительные факты в пользу грузинского происхождения зарина. «Недавнее журналистское расследование в Грузии позволило обнаружить лабораторную установку, где производится ОМП. Она носит имя сенатора Джека Кемпа и работает при содействии правительства Грузии на Соединённые Штаты. На этом оборудовании производятся два вида газа: зарин и ВИ-газ (Ви-Экс). Следы газа, применённого в Сирии, ведут в грузинскую лабораторию. Журналисты Джеффри Силверман и Лика Мошиашвили зарегистрировали в Грузии незаконные операции, проводимые с ОМП на территории Центральной лаборатории, контролируемой Соединёнными Штатами. В дополнение к этому, на указанном оборудовании под прикрытием программы «Помощь в разоружении» и под патронатом американского правительства создано оружие, которое оснащено новыми штаммами смертельных вирусов и было передано в распоряжение террористических организаций», – говорит в своем интервью Гордон Дафф.

Об опасности, исходящей от американских секретных лабораторий, бывший советник президента Саакашвили Джеффри Силверман заявлял еще весной этого года. По его словам, лаборатория на окраине Тбилиси создает опасные для здоровья вирусы, которые проходят испытания на местных жителях. В частности, эксперименты с вирусами привели к распространению таких опасных болезней, как свиной грипп и корь. Из-за эпидемии последней в этом году только в Тбилиси заболело более 7 тысяч человек.

Эти заявления подтверждают, что неоднократные высказывания главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о биологической угрозе, исходящей из Грузии, не были пустыми обвинениями. Глава Роспотребнадзора усматривает прямую взаимосвязь между распространением вируса АЧС в России и нахождением на территории Грузии военной биологической лаборатории США. По данным Минсельхоза, только прямой ущерб России от африканской чумы свиней с 2008 года составил более 2 млрд рублей.

«Сегодня на территории Грузии находится мощная военная лаборатория, это лаборатория ВМС США. После наших заявлений её чуть ли не подчинили Минздраву Грузии. Но та топорная работа, которую сегодня проводят с подачи США грузины, очевидна. Наши специалисты посещали эту лабораторию, увиденное даёт основания полагать, что там далеко не все благополучно. Они увидели тех людей, которых они знают по лаборатории Уолтера Рида, занимающейся биологическим оружием, увидели технологии, которых нет ни в одной мирной лаборатории. Это технологии, созданные для массивной наработки вируса. Сейчас проводится спешная передача этой лаборатории якобы под Минздрав Грузии, но ведь мы понимаем, что для содержания такой лаборатории нужны огромные деньги», – подчеркивает Онищенко.

Помимо тбилисского, схожий объект действует и в Кутаиси – Центр поддержки уменьшения угроз. К числу секретных объектов следует отнести и хранилище высокоопасных биосубстанций на военной базе в окрестностях столицы Грузии, куда грузинским журналистам запрещен доступ.

Теперь, после публикации Гордона Даффа выясняется, что вдобавок к биологическому оружию в секретных лабораториях в Грузии изготовляют и химическое оружие. Нетрудно представить, где оно будет применяться после Сирии.

СААКАШВИЛИ ОТВЕТИТ ЗА АСАДА?

Большинство российских экспертов и политиков сходятся в оценке угроз, которые могут ожидать Россию после падения Сирии, только вот предлагаемые выходы из ситуации разные. Впрочем, ясно одно – одними лишь гневными филиппиками и поставками гуманитарной помощи и оружия сирийскому правительству экспансию Запада не остановить. Хотя дипломатическое давление и помощь Асаду следует продолжать в любом случае. Однако геополитическая обстановка требует принятия жестких мер, аналогичных тем, которые были предприняты в 2008 году. Суть их заключается в том, что Россия еще не имеет возможности влиять на действия Вашингтона в силу разностей потенциалов, но как показали события 2008 года, ей вполне по силам заставить одуматься непосредственных исполнителей агрессивных планов США и НАТО, заставить их ощутить осязаемые последствия своего бездумного вассалитета.

В данном случае речь идет о радикальных боевиках в самой Сирии, о все той же Грузии вкупе с Азербайджаном. Самым легко реализуемым сценарием в этой ситуации представляется публичная порка Грузии, которая кроме голой непоследовательной риторики никак не демонстрирует смену своего антироссийского курса. Возможно, одной из причин декоративной смены власти в Грузии было именно стремление в преддверии решающей акции против Сирии вывести своего главного кавказского союзника из-под удара с помощью операции «Грузинская мечта». Поэтому, невзирая на демагогические заявления Иванишвили, необходимо выдвинуть ультиматум Грузии с требованиями выдачи военных преступников во главе с Саакашвили, ответственных за убийство российских граждан и миротворцев, закрытия всех секретных объектов и лабораторий под контролем российских специалистов и перекрытия всех караванных путей боевиков через территорию страны с введением процедуры международного мониторинга с участием России. Невыполнение этих требований должно означать начало 60-дневной силовой акции. Другими словами: «вы бьете наших, а мы ваших». Разница в том, что Сирия никоим образом не угрожала США, в то время как действия Грузии представляют собой прямую угрозу национальной безопасности России. Думается такой геополитический размен – Грузия в обмен на Сирию, не слишком устроит прагматичных янки, остудив их воинственный пыл хотя бы на время. Азербайджан тоже следует предупредить о возможных последствиях его участия в «тройственном союзе». Что же касается Турции, то в свете усиливающейся экспансии Анкары на постсоветском пространстве, и в первую очередь на Кавказе, ее поддержки сирийских боевиков и грузинских военных преступников, нелишне вспомнить о старых добрых традициях сотрудничества советских спецслужб с Курдской рабочей партией. Врага лучше останавливать на дальних подступах, чтобы позже не пришлось вспоминать почти забытый лозунг политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда, позади Москва».

А. ТЕДЕЕВ