Август 2008 года глазами российских и иностранных журналистов

Участник исторического события
Военный корреспондент, ведущий телеканала «Россия-24» Антон Степаненко известная личность в нашей республике, он был частым гостем в Южной Осетии. Для наших граждан он родной и близкий человек.
Одиннадцать лет назад он был по работе в Южной Осетии, и как он сам вспоминает, мысли о войне тогда не было. «Но жесткое нападение все же случилось. Некоторые моменты до сих пор помню отчетливо. Например, как сидели и ужинали с оператором Кириллом Бутыриным, и вдруг неожиданная съемка у миротворцев. В памяти первые разрывы у штаба, потом бег к гостинице и развертывание тарелки. Прямые включения под свет ручных фонариков. И удивление, что за нападение!», – рассказывает он.
По его словам, полноценное осознание начала войны пришло утром, когда сидя дома после залпов грузинской артиллерии, они услышали стрелковое оружие и поняли – бой идет уже на улицах Цхинвала.
«Было страшно, но в отличие от гражданских, нас с оператором выручала и отвлекала работа. Своего рода азарт, вопреки и назло всему, передать информацию в Москву, донести до зрителей происходящее. Поэтому внутри боролись обычный человеческий страх и чувство профессионализма.
Но реальный масштаб происходившего удалось понять лишь утром 9 августа, когда под обстрелами, мы вышли на съемки в город. Меня поразил контраст между Цхинвалом, который я помнил 7 августа и каким он стал за два дня. Под ногами – груды, россыпи гильз и осколков. Такого количества я не видел нигде в других войнах, ни до, ни после Цхинвала», – отметил Антон.
Не сходят с его памяти лица родственников миротворцев, приехавших в Южную Осетию увидеть край, которую защищали их родные, и побывать в местах, где они погибли, спасая мирных людей.
«А после 10 августа 2008-го наступило некое опустошение и понимание того, что пришел конец войне, переживаниям и страхам. И что это – Победа, к которой осетинский народ шел тяжелой, кровавой, героической дорогой. А лично я был рад и горд тем, что стал не просто свидетелем, а как журналист – участником этого исторического события. Вечная память погибшим и слава победителям!», – с чувством гордости сказал журналист.

Насмерть стояли за родную землю
Российская тележурналистка Оль-га Кирий освещала практически все государственные праздники Южной Осетии, периодически снимала сюжеты о развитии и становлении нашего государства. Югоосетинские журналисты часто вспоминают коллег, которые доносили до внешнего мира объективную информацию о событиях в Южной Осетии. И Ольга Кирий одна из них.
Она была в отпуске одиннадцать лет назад. Но увидев в новостях кадры, как на маленьких автобусах по серпантину вывозят людей из Южной Осетии, она поняла, что ситуация серьезная и попросила руководство канала отозвать ее и командировать в Цхинвал.
«К этому времени он уже давно стал родным для меня. Пустые улицы в шумном городе шокировали. Люди жили в подвалах. События развивались стремительно. Журналисты поехали к миротворцам записывать интервью с командующим. После 23.00 и начался обстрел – это было началом войны, в которую до последнего не верилось. До сих пор вспоминаю местных жителей, парней, насмерть стоявших за родную землю. Они пример для подражания, герои, о которых пишут книги. Низкий Вам поклон! До сих пор в сознании слова песни: «Цхинвал – это наша земля! Цхинвал, защитим мы тебя!». Счастья тебе, многострадальный народ, процветания, и пусть в Цхинвале всегда звучит детский смех!», – отметила Ольга Кирий.

Цхинвал стал для меня родным
Тимур Кусов, директор ГТРК «Ала-ния», председатель Союза журналистов РСО-А. Он большой друг журналистской братии Южной Осетии, очень часто приезжает в нашу республику и прекрасно знаком с происходящими событиями.
«С первых чисел августа 2008-го служба информационных программ ГТРК «Алания» работала в особом режиме. Приходилось часто выдавать экстренные выпуски региональных «Вестей». Однажды около часа ночи, чтобы не терять время на сборы бригады, я сам вышел в прямой эфир без режиссеров и операторов: их заменили наш директор Сергей Таболов, (тогда я работал его заместителем) и продюсер Тамерлан Бутаев. Командир осетинского батальона миротворцев Казбек Фриев на прямой связи с нашей студией рассказал, что грузинские снайперы начали обстреливать не только силовиков, но и мирных жителей, в ход пошли и минометы, сообщалось о погибших и раненых», – поделился своими воспоминаниями.
По его словам, они понимали, надо ехать в Цхинвал. И к вечеру 7 августа весь комплект съемочного оборудования был в багажнике служебной «семерки». После полуночи бригада новостей ГТРК была поднята по тревоге.
«Сергей Таболов сообщил, что в сторону юга уже направляется глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров и у него будет только одно место. Я согласился. В Алагире пересел в «патрульку», и в следующее мгновение мы были в пути. Когда спустились с Рокского перевала, нашу дорогу перегородила «Нива», сотрудники спецслужб попытались запретить нам двигаться дальше, сказав, что проехавшая перед нами колонна с гуманитарной помощью попала под авиаудар и есть погибшие. «Если там гибнут люди, я должен быть там», – жестко заявил Таймураз Мамсуров, и мы продолжили свой путь», – отметил директор ГТРК «Алания».
Он вспоминает, что в Дзау начали подвозить первых раненых с Зарской дороги. В объектив его камеры попал парень, весь в крови и в пыли. В полусознательном состоянии сказал: «Меня расстреляли из автомата». «Это уже тринадцатый – сказал мне врач Дзауской районной больницы, – мы оказываем первую помощь и сразу отправляем в Северную Осетию, в Нузальскую больницу».
В небе кружила авиация. Это были Су-25 военно-воздушных сил Грузии.
«Телефон работал с перебоями, но Асхат Кокаев – телеоператор канала «Russia Today» (ранее мы вместе работали в корпункте RT во Владикавказе), дозвонился. Его вместе с коллегами отправили в Южную Осетию в ночь на 8 августа через Грузию – ребята узнали о войне, когда самолет «Москва-Тбилиси» уже оторвался от земли. Вы можете себе представить, чего стоило российским журналистам, один из которых был осетином, добраться до Цхинвала в ту адскую ночь!
Не буду вдаваться в подробности, но «разведданные», полученные тогда от него по телефону (на его глазах колонна грузинских танков, уже после того, как замолчали «Грады», входила в Цхинвал) я тут же передавал в штаб, и возможно они сыграли свою роль в тот стратегический момент принятия важных решений», – считает журналист.
На место военных событий приехал и Александр Сладков на машине, которую дала ему Ирина Таболова. «А я на этой же машине вернулся во Владикавказ перегонять снятый материал в Москву для канала «Россия» и готовить эфир ГТРК «Алания». А потом были многодневные командировки в Цхинвал, ставший для меня родным, родным потому, что там живут люди, которых я очень люблю», – с теплотой подчеркнул Тимур Кусов.

Осетинский народ завоевал независимость
Ашраф Эль Саббах, российский публицист, журналист и переводчик вспоминает, как они прилетели из Москвы в Тбилиси ночью с 7 на 8 августа и видели практически всё своими глазами с первых минут.
«С другой стороны, я не могу забыть героическое сопротивление осетинского народа против гнусного, преступного режима Саакашвили и его попытки аннексии осетинских земель и геноцида осетинского народа. Это был коварный шаг по отношению к осетинам, которые жили спокойно, никому не угрожали и не хотели войны», – считает Ашраф Эль Саббах.
Он отметил, что вся их съёмочная группа жила около двух месяцев в Цхинвале и освещала войну, чтобы мир видел, как малые народы защищают себя и свою землю и одерживают победу, а агрессоры отступают.
«Главное – осетинский народ завоевал независимость и начал строить своё будущее в современном мире на основе демократии, справедливости и блага народа. Хотелось бы пожелать осетинскому народу процветания и мирной жизни. Я никогда не забуду моих друзей, с которыми я прожил весь период войны, и благодарю судьбу, что она свела меня с такими людьми как моя съёмочная группа Russia Today, и друзьями из Южной Осетии», – подчеркнул публицист.
А. СИУКАЕВА