У каждой проблемы имеется ФИО: ректор Открытого института о работе учреждения

Недавно в Южной Осетии открылся Открытый институт. Это позитивная новость в сфере образования, но есть люди, пытающиеся пошатнуть репутацию образовательного учреждения.
О том, как проходит обучение, сколько поступило студентов, а также как институт относится к слухам, распространяемым в соцсетях, в интервью нашей газете рассказал ректор Открытого института Дмитрий Котов.

– Дмитрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, чем отличается Открытый институт от государственных университетов, в частности, от ЮОГУ? Какие возможности Открытый институт предоставляет абитуриентам?
– От наших коллег ЮОГУ мы отличаемся составом образовательных программ, уровнем (ступенью) высшего образования и, главным образом, различной системой построения учебного процесса. Наш институт реализует программы бакалавриата (это самый первый уровень высшего образования), в то время как ЮОГУ остается верным классическому университетскому образованию – специалитету.
В России уровень специалитета и магистратуры приравнены в части академических и профессиональных прав выпускников. Это, безусловно, преимущество, но в то же время программы специалитета являются более сложными и требовательными в реализации.
Применяемые нами дистанционные образовательные технологии, предусмотренные законом об образовании, являются главным отличием при ведении образовательного процесса. Конечно, при таком подходе есть свои плюсы и минусы. При классическом обучении контактная (очная) работа с преподавателем дает положительный результат. Вместе с тем, обучение через интернет предоставляет возможность привлекать к реализации образовательных программ преподавателей из регионов России и других стран.
Сегодня все больше времени человек проводит в соцсетях, жизнь становится на самом деле цифровой. Это неизбежный процесс, с которым придется считаться. Указанное направление является приоритетом во всех прогрессивных государствах. Например, 30 января Президент России Владимир Путин подписал поручение об упрощении разрешительных процедур при использовании дистанционных технологий в образовании. На реализацию цифровых учебных методик выделено 7 млрд рублей бюджетных средств. Это подчеркивает важность развития данного направления.
Конечно, присутствуют повышенные требования к студентам. Они должны обладать уверенными навыками обращения с компьютером. Впрочем, это полезно для всех обучающихся, независимо от формы обучения и применяемых технологий.
Институт предлагает обучение по ряду направлений подготовки гуманитарного профиля. Для жителей Южной Осетии все образовательные услуги предоставляются бесплатно. Это касается как получения первого, так и второго высшего образования.
– Сколько уже обучается студентов в Институте?
– В настоящее время по различным образовательным программам в республике обучается более 100 человек.
– Какие факультеты наиболее востребованы?
– Анализ наборной кампании показывает традиционную динамику в части распределения контингента по направлениям подготовки. Девушки предпочитают психологию и педагогические программы, у мужчин – юриспруденция.
Я сам являюсь профессиональным юристом и уже более 10 лет членом адвокатской палаты РСО-Алания. В моих беседах с абитуриентами удалось выяснить причины выбора этого направления, где традиционно считается сложным найти работу.
Практика показывает, что выбор людей вполне осознанный и обоснованный. Многие из них рассчитывают заниматься собственным бизнесом. Люди хотят знать, как им взаимодействовать с государственными органами, как регистрировать бизнес, грамотно заключать контракты, выбирать налоговый режим, получать всевозможные заключения, разрешения, лицензии. Некоторые планируют государ-ственную и муниципальную службу, связанную с необходимостью применения правовых норм. В любом случае, развитие правовой культуры населения еще никогда не вредило в вопросах формирования добропорядочных и законопослушных граждан, знающих не только свои права, но и обязанности.
– Дмитрий Анатольевич, а как проходит процесс учебы? Сколько времени она занимает?
– Процесс обучения предполагает использование компьютерной техники и интернет. У каждого студента есть доступ к своему личному кабинету в информационно-образовательной среде вуза, которая содержит все необходимое: основную и дополнительную литературу (новейшие издания, многие из которых даже не успели еще попасть из издательств на прилавки магазинов), учебно-методическую документацию, доступ к занятиям, аттестации, графику учебного процесса, зачетной книжке и многому другому.
Хотелось бы обратить внимание, что программное обеспечение в виде системы дистанционного обучения вуз разрабатывает самостоятельно. На эти цели уже потрачено несколько миллионов рублей и работы по ее улучшению ведутся постоянно. Это достаточно затратные процессы. Имеющиеся же на рынке готовые системы весьма тяжело адаптируются под требования конкретного вуза. Особенно дорогими выходят интерактивные учебные приложения с использованием 3d анимации и моделирования. Только на обновление электронного библиотечного фонда ежегодно тратится более 300 тыс. руб. Основные средства, которыми располагает вуз, составляют более 100 млн руб. Если посчитать стоимость бумажных вариантов учебников, которыми мы бесплатно снабжаем всех студентов, то получается сумма более чем в 200 тыс. рублей за весь период обучения. Это связано с дороговизной именно бумажных учебников. Цена некоторых экземпляров доходит до 2000 рублей. А их еще нужно найти, привезти и т.д. Конечно, лучше все это получать бесплатно. Особенно это становится актуальным для редких изданий, выпускаемых минимальными тиражами (бывает и всего по 100 экз.). Таких книг для всех вузов никак не хватит, а электронная библиотека с легкостью решает указанную задачу.
Особенно полезным считаю участие обучающихся в обсуждении тех или иных тем учебной программы в специальных группах социальных сетей. Это расширяет кругозор, позволяет пообщаться студентам из разных географических точек, ведет к укреплению теоретической базы обучающихся и укрепляет социокультурную среду вуза. Сроки обучения зависят от имеющегося у абитуриента образования и составляют 3 года для лиц, имеющих высшее образование и 5 лет для остальных.
– Дипломы какого образца получат студенты после окончания (РЮО либо РФ?) и действует ли данный диплом на территории РФ?
– Мы республиканское заведение и удостоверяем окончание обучения выдачей документа, образец которого устанавливается уполномоченным государственным органом РЮО.
С 2018 года дипломы РЮО признаются в полном объеме на территории Российской Федерации. Это серьезный шаг в отношениях братских стран в сфере образования и значительное достижение действующих властей республики. Обратите внимание, что признаются все документы об образовании независимо от года их выдачи, то есть даже те, которые получены до вступления в силу договора о признании. За эту возможность отдельное спасибо необходимо сказать Президенту Анатолию Бибилову, министру образования и науки Натали Гассиевой, депутатам Парламента и сотрудникам МИД и МОН РЮО.
– Можно ли получить в Открытом институте образование российским гражданам?
– Да. Это возможно и является одним из элементов государственной политики РЮО в сфере образования. Такое обучение, как правило, проводится на платной основе.
– Недавно в соцсетях обсуждалась публикация, в которой в адрес Открытого института прозвучали обвинения по поводу продажи дипломов. Не хотите ли Вы опровергнуть данные сплетни?
– Это не сплетни… Это клевета, запущенная одним из посредственных блогеров, постоянно проживающим за территорией РЮО и ищущем дешевой популярности.
Надо понимать, что вуз — это не только образовательное учреждение, но и гуманитарная организация, которая находится не в безвоздушном пространстве. Безусловно, у нас есть своя позиция и своя точка зрения по острым республиканским вопросам. Да, она не всем нравится, не всем по душе, поэтому некоторые деструктивные элементы общества предпочитают диалогу без-успешные попытки пошатнуть репутацию института. К этим вызовам мы готовы. У каждой из подобных проблем имеются конкретные фамилия, имя и отчество. Избежать ответственности данным персонам не получится.
Антонина САНАКОЕВА