Труд является одним из важнейших факторов эволюции человечества. Исследуя традиции, сопровождающие совместную трудовую деятельность людей, мы стоим на тех позициях, что именно взаимная помощь и солидарность, а не внутривидовая конкуренция являются главными двигателями прогресса.
Особенности своеобразного, горского экономического устрой-ства осетин требовали известной солидарности односельчан в процессе их трудовой деятельности, что определяло некоторые специфические трудовые особенности внутри сельской общины, классическим примером которых можно считать «зиу». Зиу – обычай коллективной взаимопомощи, когда, следуя «святому обычаю старины», на помощь земледельцу приходят его соседи и односельчане.
Обычай взаимопомощи был связан с целым комплексом поведенческих стереотипов. «Зиу» с участием соседей, иногда и всей сельской общины («Хъæубæс-тæ»), устраивался не только для сельскохозяйственных, но и строительных работ.
Соседи принимали участие в «зиу» добровольно и в свободное время. Отказ от участия в этом виде помощи мог вызвать в общественном мнении столь однозначное порицание, что едва ли был допустим.
По свидетельствам, организация и способ структурирования «зиу» «скорее напоминает торжественный праздник, чем утомительную работу, в нем польза коллективной работы удачливо сочетается с чрезвычайно радостным настроением его участников.
Заканчивалась коллективная работа всегда угощением его участников («зиуæттæ») и всеобщим весельем. Впрочем, труд и совместные пиршества тесно взаимосвязаны не только в случае «зиу», когда сама работа представляется как праздник.
Виды взаимопомощи, выросшие некогда из понятий родовой солидарности, сохранились и впоследствии, воплощаясь в коллективной хозяйственной деятельности осетин традиционного периода. «В тех случаях, когда взаимопомощь была соединена с производственными процессами, она носила характер общинной формы труда. Горец тут действовал артелью или скопом и, строго говоря, не существовало ни одного такого вида хозяйственной деятельности, к которому не прилагал бы горец этой излюбленной формы», – замечал об общинной форме труда историк Федор Щербин.
Еще одним видом взаимопомощи был «цадамбал»: «Осетины, имеющие только по одному быку, вступают между собой в товарищества – цадамбал на время производства работ, а не имеющий совсем рабочей скотины возмещает прокат пары рабочих быков с сохой или с санями каким-нибудь личным трудом, впрочем, безвозмездное пользование чужой рабочей скотиной и хозяйственными орудиями было прежде в обычае.
Представления о нравственной обязанности участвовать в «зиу» были выражены очень ярко. Отказ в подобной просьбе считался фактом, отрицательно характеризующим человека, он вызывал не только обиду просителя, но и осуждение со стороны общества. Общинник, пренебрегавший этим обычаем, мог оказаться среди своих односельчан на положении отверженного.
Существующих данных о возрастном приоритете участников «зиу» достаточно, в основном это молодежь. Однако в той или иной форме были задействованы все возрастные группы в определенных ситуациях.
Традиция трудовой взаимопомощи и в наши дни не утратила актуальности, поскольку помогать нуждающимся всем миром до сих пор остается одной из основ осетинского общества
























