Икона Небесное Утешение Цхинвальская – это достояние народа Южной Осетии, национальная святыня и ее надо почитать должным образом, считает наша соотечественница Рена Тедеева, при посредничестве которой и была написана икона.
Покровительница Цхинвала
Епископ Амвросий после войны августа 2008 года благословил написать икону Богородицы, так как она часто являлась гражданам Южной Осетии, причем, и до войны, и после. Образ иконы Небесное Утешение Цхинвальская – собирательный. Многие жители республики видели Богоматерь в дни августовской войны, которая своим покровом накрыла город и спасла жителей от массового истребления. Были и случаи, когда Богоматерь встала перед колонной тяжелой техники вооруженных сил Грузии у въезда в город с южной стороны и не пропустила врагов в Цхинвал. В числе очевидцев – директор предприятия хлебобулочных изделий Вадим Цховребов. На его глазах погибла семья Джуссоевых.
«В тот день (число точно не помню, это было между 13 и 15 августа) я вышел из дома ранним утром. За многие годы у меня сложилась привычка перед выходом смотреть на часы, время было без пятнадцати пять. Машина, о которой речь, находилась метрах в 100-150 от моего дома, ее уже перетащили на тротуар. Я шел по обочине, и вдруг заметил женщину в темно-вишневом одеянии с ребенком на руках. Со склоненной головой. Она стояла перед машиной – было понятно, что она скорбит.
Лицо Ее закрывала накидка, но я каким-то внутренним чувством понял, что передо мной Пресвятая Богородица. Ребенок – светловолосый, голубоглазый Мальчик, спокойно сидел на руках у Матери.
Я почувствовал страх, Богородица была выше человеческого роста, около 2,20-2,50 метров, ноги Ее не касались земли. Она неподвижно парила в воздухе, и только одежда слегка колыхалась от ветра. Я решил подойти поближе (расстояние между нами было 5-7 метров), но вспомнил, что взял с собой пистолет (в город с окрестных деревень сбежалось много голодных бродячих собак), а приближаться с оружием к Божией Матери посчитал неправильным. Я пошел дальше, и как только поравнялся с Богородицей, она пропала – как будто я пересек некую невидимую черту», – эту историю внесла в свою книгу и российский журналист Наталья Батраева.
Она подробно описала события, рассказанные ей Цховребовым, который, спустя несколько дней, увидел на месте гибели Джуссоевых образ Богородицы с младенцем в руках уже второй раз.
Однозначно, Богородица спасла Южную Осетию и не дала уничтожить осетинский народ. Рена Тедеева, получив благословение Епископа, вернулась в Питер, где она проживает много лет. Через знакомых вышла на молодого иконописца Артемия.
Он посоветовался со своим духовником игуменом Александро-Невской лавры Стефаном (сейчас он архимандрит), рассказала ему эту историю, и Артемия благословили на написание иконы.
Икону писали около шести месяцев. Весь период работы над ней мама Артемия беспрерывно молилась: сын писал, а она стояла на молитве.
Изначально была написана небольшая икона–эскиз, которую Тедеева привезла в Южную Осетию на согласование со священнослужителями Аланской Епархии. Образ сразу одобрили, он всем понравился, и Артемий начал писать большую икону, размером 30–50см, которая и считается первой иконой Небесное Утешение Цхинвальская.
«Маленькую икону-эскиз мы сразу решили подарить Нелли Джуссоевой. И это не случайно, именно на том месте, где в августе 2008 года на перекрестке улиц Исака Харебова и Героев погибли отец и двое детей Джуссоевых, несколько раз и видели образ Богородицы. Мать, Нелли, выбросило из машины. Тогда она еще не знала, что ждет ребенка. Спустя некоторое время на свет появился ее сын Саша», – говорит она.
Название для иконы выбрали тоже не случайно. Наташа Батраева – известный российский журналист, много писала о событиях в Южной Осетии, в том числе – о трагедии семьи Джуссоевых. Одна из ее статей так и была озаглавлена – «Небесное утешение». Потому решили назвать икону Небесное Утешение Цхинвальская. О решении сообщили и Наташе, которая поддержала это предложение. К тому времени книга Батраевой о войне августа 2008 года практически была готова, в самый последний момент в нее вошла и фотография иконы.
Молебен нужно проводить!
Десять лет назад, в 2013 году, икону освятили в Троицком храме Александро-Невской лавры. Пришли не только осетины, проживающие в Санкт-Петербурге, но и семья иконописца Артемия, прихожане и монахи. Как отметила Тедеева, она никогда не видела, чтобы на освещение иконы собиралось столько монахов. Икону приложили и к раке с мощами Александра Невского, которые находятся в лавре. После чина освящения решили провести молебен, но для этого необходимо было получить благословение Митрополита.
«Фотографию иконы повезли Митрополиту Владимиру, но не застали его. Оставили свои координаты секретарю. Буквально через несколько минут она перезвонила и сообщила, что Митрополит разрешил провести молебен, сказав, что «если икона для Южной Осетии, то не только можно, но и нужно проводить молебен». И первый молебен в честь иконы Небесное Утешение Цхинвальская провели в большом Троицком соборе Санкт-Петербурга», – продолжает рассказывать Р. Тедеева.
Кстати, когда икона уже была написана, у иконописца Артемия 8 августа родилась девочка. Ждали появления ребенка позже, но с Божьей помощью и по медицинским показателям, ей было суждено появиться на свет именно в этот день. Такие совпадения не бывают случайными.
Первое чудо иконы
Со слов Рены Михайловны, после освящения иконы, она привезла ее домой и поставила на комод, а сама прилегла рядом и сразу же уснула. Вдруг ей отчетливо послышался женский голос, который на осетинском языке твердил: «Джеры дзуармæ!». «Проснулась, огляделась – никого, и я снова словно отключилась», – говорит она.
Через какое-то время она опять услышала: «Джеры дзуармæ!» И опять она словно бы куда-то провалилась и в третий раз голос потребовал: «Джеры дзуармæ!»
Долгое время она не понимала, что это было, чего от нее хочет невидимый голос. Шло время, но загадочные слова не давали ей покоя.
К тому времени икону уже привезли в Цхинвал, и она находилась в доме сестры Тедеевой. На второй день матушка Серафима с прихожанами приехали ее забрать. Их уже ждали во дворе вместе с иконой.
И тут произошло чудо – икона начала благоухать. Душистый аромат почувствовали все. Было понятно, что это был знак радости, что Богородица, наконец, приехала на родину. Икону забрали, а благоухание еще долго не развеивалось.
Историю о том, что женский голос просил забрать икону в Джеры дзуар, Тедеева никому не рассказала. Не потому, что не хотела. Просто по необъяснимым причинам она была не в состоянии заговорить об этом.
Спустя несколько лет, в очередной свой приезд в Цхинвал, Рена Михайловна встретилась с отцом Иаковым, и только тогда смогла рассказать о женском голосе, который настойчиво просил: «Джеры дзуармæ!»
Священник согласился, что это был не случайный голос, и, Богородица хочет, чтобы икона нашла свое месте в Джерском храме. Однако в церкви на тот момент должны были провести ремонтные работы, двери храма не закрывались, и из-за боязни, что ее могут украсть, Небесное Утешение Цхинвальская временно установили в Кафедральном Храме Аланской Епархии. Кстати, оттуда ее после все же украли, сняли с нее приношения – драгоценные изделия благодарных граждан, но икону потом вернули.
Через год икона заняла свое место в алтаре Джерского храма. А недавно кто-то без разрешения перенес ее из алтаря в храм. Было принято решение пока забрать икону, чтобы она опять не попала в руки злоумышленников. Священнослужители провели молебен, прочитали акафист. Аланская Епархия планирует провести в Храме святого Георгия в селе Джер ремонтные работы, после завершения которых первый образ Цхинвальской иконы займет свое место. Сегодня она – в алтаре Храма Рождества Пресвятой Богородицы Цхинвала.
Все началось со Святого Георгия Победоносца
«Первая икона, которую я попросила написать для храма, была икона Георгия Победоносца. Часто приходила в один храм в Санкт-Петербурге, и все искала образ этого святого. Спросила священника, почему у них в церкви нет иконы Святого Георгия. Он взял меня за руку, как маленького ребенка, и указал на икону, которая висела над дверью.
– Это же св. Пантелеймон, – говорю я.
– Нет, – ответил священник, – это Георгий Победоносец.
– Издалека не видно, чей это образ, – произнесла я.
– Вот и напиши ту, которая будет хорошо видна.
– А разве можно приносить в храм иконы? – удивилась я.
– А ты думала, они сами пришли, – пошутил он.
«Так все и началось. Священник дал мне номера иконописца, я заказала Георгия Победоносца на коне и принесла в церковь. Эта была первая икона, которую я преподнесла храму», – говорит наша собеседница.
Благодаря ее усилиям, более двадцати икон заняли свои места в храмах Южной Осетии. Что касается образа Богородицы Небесное Утешение Цхинвальская, то эта икона есть не только в храмах Алан-ской Епархии, но и в нескольких церквях России. Например, в Успенском соборе в Питере, который построен в память о погибших блокадниках. Кстати, во дворе этого храма установлен первый мемориальный памятник детям Бесланской трагедии, на котором написаны стихи нашего земляка Алек-сандра Чехоева.
Сюда приходят осетины, проживающие в северной столице, в праздники проводятся молебны в честь иконы. Также Цхинвальская Богородица есть в Храме Николая Чудотворца в Петербурге.
«Когда я ее принесла в этот храм, батюшка расцеловал ее и сказал: «Чудесная икона!» К тому времени она уже помогла людям по их молитвам и была с приношениями в знак благодарности.
Еще одна икона нашла свое место в одном из храмов Донбасса, Цхинвальская Богородица есть и в Севастополе и т.д.», – отметила она.
Чудес от иконы много и люди рассказывают о них. Очень много случаев, когда иконе Небесное Утешение Цхинвальская молились, и у бездетных семей рождались дети. Нужно только молиться…
Мощи Святого Георгия для Сырх Дзуара
Рена Тедеева много разъезжает по святым местам, посещает православные монастыри и храмы в разных регионах России. Ездила она и в мужской монастырь Паисия Величковского в Севастополе, где в маленькой часовне хранятся мощи многих святых.
«Когда уезжали, я говорю монаху Георгию:
– Хоть бы мне частичку мощей для храма в Цхинвале.
– А чьи мощи вы хотите? – спросил он.
– Конечно, – Георгия Победоносца, – сразу ответила я, даже не понимая, почему именно мощи Святого Георгия попросила. Он позвонил игумену, рассказал о нас, и он согласился нас принять на второй день.
Встретил нас очень тепло, по-родственному. Сказал, что всю ночь читал в интернете статьи об Южной Осетии. Узнал много нового и интересного.
«Южной Осетии отдам частичку мощей. Для других, может, и отказал бы», – озвучил он свое решение.
Положил их в специальную коробочку, оформил, как положено, куда отправляет», – поделилась очередной историей Тедеева.
Эти мощи будут храниться в Храме святого Георгия (Сырх Дзуаре), который сейчас строится. Уже написана икона Георгий Победоносец на троне и ждет своего места в том же храме.
Практически все иконы, которые Р. Тедеева передавала Аланс-кой Епархии, чудесным образом доезжали до своего места, на родину, так сказать. Одни мироточили, другие благоухали и т.д. Другое дело, не все обращают на это внимание. Рассказывать о каждой истории не будем, но одну все же вспомним.
«Икона Всецарица была написана много лет назад. Не знала через кого ее отправить перед Новым годом из Питера в Цхинвал. Обратилась к детям знакомых, которые учились в северной столице, но билетов было не достать. Я уже было отчаялась, но тут зазвонил телефон, и те радостно сообщают, что вечером уезжают, готовьте икону!
Оказалось, что впервые до Владикавказа дали дополнительный поезд. Мы привезли икону, глядим, а в поезде – пусто. В вагоне были только наши знакомые, проводник и Всецарица. Разве это не чудо?!
С тех пор больше не помню, чтобы выделили дополнительный поезд», – говорит она.
Еще одна реальная история. Война, август 2008 года. Священнослужители и прихожане совершили крестный ход с иконой От бед страж. Икона вернулась в храм и в город вошли российские войска. Об этом тоже рассказывают сами очевидцы. Историй, связанных с чудотворными иконами, которые изменили нашу жизнь в лучшую сторону, уберегли от беды, сделали счастливыми множество семей, не счесть.
Нужно только молиться. Господь помогает, главное – чистое сердце, чистые помыслы и благие дела.
Алена ДЖИОТЫ