«Всадники Апокалипсиса»: премьера фильма о «французском» осетине

«Каждый писатель создает свой собственный мир,
а не воспроизводит действительность.
И вне этого подлинного творчества литература –
настоящая литература – не существует».

Эти строки принадлежат выдающемуся писателю русского зарубежья Гайто Газданову. Недавно в «Литературной гостиной» Юго-Осетинского государственного университета состоялся первый показ документального фильма «Всадники Апо-калипсиса» (из цикла «Библейский сюжет»).

Фильм снят на студии «Неофит» и посвящен самой известной книге русского писателя осетинского происхождения Г. Газданова «Призрак Александра Вольфа», где он описал самое тягостное свое воспоминание о единственном убийстве, которое, как ему казалось, он совершил во время гражданской войны. Всадник на огромном белом коне преследовал его долгое время…
В картине также показан жизненный и творческий путь известного прозаика. Над созданием фильма работали: режиссер Ольга Жукова, продюсер Михаил Рябов, автор и ведущий Дмитрий Менделеев.
С каждым годом личность Гайто Газданова все больше привлекает литературоведов и просто читателей – истинных ценителей его творчества, каждый из которых по-новому открывает для себя талант писателя.
На показе фильма о наследии прозаика, присутствовали преподаватели и студенты ЮОГУ. Заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ЮОГУ, доцент Манана Парастаева отметила, что в мире всего три общества Гайто Газданова, и одно из них – Общество почитателей Гайто Газданова, основанное в югоосетинском вузе в 2013 году. «Общество Газданова впервые было организовано Юрием Нечипоренко в Москве, потом он, следуя своим дружеским связям, смог перевести произведения на сербский язык. Следующее Общество появилось как раз в Сербии. Третье Общество организовано в нашем вузе на кафедре русской и зарубежной литературы, руководила им ныне покойная Марина Людвиговна Чибирова… Мы продолжаем знакомство с судьбой Газданова – лучшего прозаика XX столетия, а возможно, и XXI, – подчеркнула М. Парастаева. – Очень рада, что студенты искренне заинтересованы в том, чтобы знать судьбу писателя, а судьба у него неординарная, сложная и емче, чем два фильма, которые созданы на Севере Осетии, наверное, сказать о Гайто невозможно. Режиссер Рафаэль Гаспарянц, который, к сожалению, недавно отошел в мир иной, в тандеме с Теминой Туаевой создал теплые картины о нашем писателе».
По ее словам, М. Горький высоко ценил Газданова, говорил, что он возможно выше, чем Набоков в этом пространстве. «Я спорить с этим не хочу, потому что мне очень нравится то наследие, которое оставлено им в этом мире. Студенты хотят его изучать. На факультете пишется дипломная работа о Гайто Газданове», – отметила М. Парастаева.
70 лет назад вышел в свет и взорвал литературный мир сороковых годов роман Гайто Газданова «Призрак Александра Вольфа». Произведение переведено на европейские языки и принесло великому писателю не только славу. Он смог, наконец, оставить работу ночного таксиста и жить на литературные заработки (хотя это был далеко не первый роман Газданова), что до этого не позволяло ему сделать материальное положение.
На протяжении всего фильма царила тишина – зрители, затаив дыхание, следили за судьбой своего французского земляка, любовались Парижем, и, наверняка, вглядывались в черты лица Гайто Газданова, пытаясь найти в нем характерные национальные черты осетина.В фильме использованы шедевры мировой живописи Гончаровой, С.Дали, Врубеля, Коровина, Магритта,Верещагина и т.д. Нельзя не сказать о музыкальном фоне картины, фильм сопровождали произведения И.С. Баха «Страсти по Иоанну», Сен-Пре «Избранное» и Р. Абри «Знак».

З. КАЧМАЗОВА