О декорациях к Жюль Верну, Анне Цаликовой и образе Коста

Одной из составляющих многогранного творческого наследия великого осетинского поэта Коста Хетагурова стала драматургия, где он также оставил яркий след, оказав значительное влияние на развитие осетинского национального театра. Его пьеса «Дуня» положила начало драматургической традиции в Осетии, а художественные и философские идеи Коста остаются актуальными до сих пор.

О роли Коста в становлении театрального искусства в Осетии, особенностях его драматургии и её связи с русской классической школой, а также о современной интерпретации образа поэта на сцене в интервью газете «ЮО» рассказал исследователь истории театра, кандидат филологических наук, профессор Гацыр Плиев.

– Гацыр Гаврилович, какое влияние, на Ваш взгляд, Коста оказал на развитие осетинской драматургии?

– Коста Леванович Хетагуров оказал значимое влияние на становление и развитие осетинской драматургии.

Основным законченным драматургическим произведением Коста стала пьеса «Дуня» (конец 1893 года), написанная им на русском языке. Сюжет пьесы строится вокруг судьбы молодой женщины, стремящейся к свободе и духовной независимости – мотив достаточно прогрессивный и смелый для того времени. Премьера спектакля состоялась в Пятигорске, причем Коста сам выступил режиссёром и исполнителем главной мужской роли – студента Светлова. Роль Дуни исполнила Анна Цаликова, с которой его связывали глубокие личные чувства. Постановка имела большой успех, современники вспоминали, как зрители аплодировали стоя, а сам Коста, поражённый произведённым эффектом, не скрывал радости и прямо на сцене рассмеялся от переполнявших эмоций.

Пьесу с аншлагом ставили и в других городах Северного Кавказа, в том числе в Ставрополе, а позднее – и на сцене Владикавказского театра.

Театр занимал особое место в жизни Коста. Он не только писал пьесы, но и активно участвовал в подготовке литературных и юбилейных вечеров, создавал декорации, афиши, портреты писателей и актёров, читал собственные произведения со сцены. К примеру, на зрителей большое впечатление произвели его декорации к опереттам «Цыганский барон», «Хаджи-Мурат», феерии «Дети капитана Гранта» и др.

Известно, что он высоко ценил комедию Грибоедова «Горе от ума» и драмы Островского. К юбилею Островского Коста подготовил в Ставрополе театральное представление и сам написал портрет великого драматурга.

В Ставрополе и Пятигорске он очень часто принимал участие в литературных вечерах, выступал с поэтическими чтениями. Эти выступления принесли ему широкую известность. Многие современники отмечали, что Коста обладал редким сценическим даром. Он был актёром, режиссёром, художником-декоратором и драматургом одновременно. Даже во время ссылки Коста сохранял тесные связи с культурной жизнью Северного Кавказа.

Нельзя не упомянуть и его поэму «Фатима», которая стала основой для большого количества театральных постановок и позднее легла в основу одноимённого фильма. Хотя это произведение не является пьесой в прямом смысле, композиция поэмы, выразительность диалогов и сцен свидетельствуют о незаурядном драматургическом таланте автора. Остались у Коста также отрывки из пьесы «Поздний расцвет» и неоконченная драматическая поэма «Чердак».

– Можно сказать, что Коста заложил фундамент осетинской драматургии?

– Я бы сказал так: тесная связь Коста с театром, глубокое понимание сценического искусства и драматургического слова послужили мощным импульсом для развития осетинской драматургии и театра. В те времена возможности для развития театра у осетин были весьма ограниченными, существовали лишь самодеятельные кружки. Поэтому активная деятельность Коста в области драматургии способствовала формированию интереса к театральному искусству среди осетинской интеллигенции, его идеи вдохновили многих.

Коста, по сути, сформировал духовную и художественную основу, на которой впоследствии вырос национальный театр. Недаром первый профессиональный режиссёр Осетии Беса Тотров с особой теплотой отзывался о нём. Но как говорил Нафи Джусойты, «Коста дал нам книгу, а Елбыздыко открыл двери в театр». Действительно, именно Елбыздыко Бритаев считается основателем осетинского традиционного театра, он стал развивать то, что Коста заложил своим творчеством.

Коста не дожил до начала активной театральной жизни в Осетии. Он умер в 1906 году, в тот же год, когда вышел первый номер «Ирон газет». Но именно в те годы начался новый этап национального возрождения, в том числе в области культуры. Елбыздыко Бритаев уже с 1904 года писал и ставил свои пьесы, сформировав прочный фундамент национального театра.

Наряду с этим важную роль в развитии осетинской сцены сыграли осетинские самодеятельные театры в Тбилиси, Баку, в Коб. Особо следует выделить село Ольгинское в Северной Осетии, где выросли выдающиеся деятели культуры – первый осетинский профессиональный режиссёр Беса Тотров, первый на Северном Кавказе профессор-осетин Борис Алборов, первая писательница и драматург в Осетии Роза Кочисова.

Коста ничего этого уже не увидел. Профессиональный театр в Южной Осетии был открыт в 1931 году, в Северной — в 1935-м. Но корни этого искусства в Осетии уходят именно к Коста. Он не только создал «Дуня», но и показал, каким должно быть сценическое слово. Он определил направление всей осетинской драматургии, сделав её живым отражением народной души.

– В чем заключаются особенности его драматургии? Насколько сильно в них прослеживается влияние русской драматургии и литературы в целом?

– Особенности драматургии Коста Хетагурова заключаются прежде всего в её глубокой человечности и социальной направленности. Он стремился показать подлинную жизнь простого человека, его труд, достоинство, стремление к справедливости. Даже в своей единственной комедии «Дуня», написанной на русском языке, Коста поднимает те же нравственные и философские вопросы, что и в «Фатиме» – человек не должен жить за счёт чужого труда. В его трактовке труд – основа человеческого достоинства и духовной чистоты.

Влияние русской литературы и драматургии на Коста несомненно. Он прекрасно знал творчество Пушкина, Грибоедова, Островского, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова. Однако, восприняв лучшие традиции русской классической драмы, Коста сумел осмыслить их через призму собственных национальных и духовных ценностей. Его пьесы и вообще художественное мышление соединяют в себе реализм и народную поэтичность, свойственную осетинской культуре. Можно сказать, что он не просто следовал русской драматургической школе, а творчески переработал её, создав свой художественный мир.

– Какое из его драматургических произведений чаще всего использовалось для постановок в театре Южной Осетии?

– Чаще всего для постановок, конечно же, использовалась его комедия «Дуня». Эта пьеса всегда пользовалась особой любовью зрителей и неизменно собирала аншлаги в театрах Осетии. Традиционно её ставили к дню рождения Коста Хетагурова, поскольку она прочно ассоциируется с его драматургическим наследием. Насколько мне известно, в нашем театре данная постановка не забыта, новый режиссёр также планирует вернуть «Дуню» на сцену.

– Что из творчества Коста, на Ваш взгляд, может быть наиболее востребовано в сегодняшних реалиях?

– Коста оставил нам не просто поэзию, а глубокую философию, в которой наш народ, переживающий трудные времена, всегда может найти ответ на свои вопросы. Он поднял темы, которые не теряют актуальности и сегодня – судьба Осетии, справедливость, честь, любовь к Родине, ответственность перед народом. В стихотворении «Ра-кæс» Коста сказал: «Цы уыдзæн нæ фидæн нæ фæстаг». Как-то я объяснял студентам, что на сегодняшний день перед Осетией снова стоит тот же вопрос. Для обеих Осетий он остаётся главным. Южная Осетия уже дала на это ответ – путь к возрождению и безопасному будущему связан с Россией, с воссоединением осетинского народа в едином цивилизационном пространстве.

– Как Вы оцениваете спектакль Романа Габриа «Коста»? Насколько режиссеру удалось раскрыть образ поэта?

– Когда спектакль Романа Габриа «Коста» был поставлен, я поделился своим мнением. Меня порадовало в этой работе прежде всего то, что режиссёр обратился к периоду жизни поэта, который ранее не находил отражения ни в драматургии, ни в прозе.

Образ Коста занимает особое место в осетинской литературе, к нему обращались практически все наши писатели. Тотырбег Дзаттиев посвятил ему роман, ещё в 1938 году Татари Епхиев и Нигер написали пьесу «Коста», позже появилось множество других произведений. Однако ни одно из них не охватывало жизнь поэта целиком – от рождения до смерти. Каждый автор выбирал отдельный эпизод, определённый отрезок его судьбы.

Габриа же впервые показал на сцене последние, самые тяжёлые дни Коста – время его болезни, раздумий, духовных поисков. Этот период ранее не был представлен в театре. Думаю, в спектакле есть и сильные, и более слабые сцены, но главное – режиссёру удалось передать внутренний мир поэта, его состояние, мысли и окружение в последние годы жизни. Именно этим спектакль ценен и заслуживает внимания. Он дополняет общую картину художественного осмысления личности Коста и открывает зрителю малоизвестную страницу его жизни.

Алла ГЕРГАУЛОВА