Как вместо прогулки не оказаться в травмпункте

Комфорт и безопасность складываются из деталей

«Один неосторожный шаг, и я могла провалиться в яму. Едва не наступила на потрескавшийся пластиковый люк. Он бы не выдержал моего веса. Почему на тротуарах поставили непрочные крышки на колодцы? Они представляют опасность жизни и здоровью граждан», – пишет в нашу газету жительница г. Цхинвала Л. Джиоева.

Полимерные крышки для канализационных колодцев установлены на тротуарах многих отремонтированных городских магистралей. В некоторых местах они поломались. На отдельных улицах заменены, например, на ул. Горького.
Бывшее руководство Минстроя объясняло приобретение пластиковых люков тем, что металлические изделия часто воруют. А ломаются крышки по вине нерадивых водителей большегрузного транспорта, которые въезжают на тротуары.
Возможно, были единичные случаи кражи чугунных люков на металл, однако это не повод ставить слабые крышки. На проезжей части улиц, да и на многих тротуарах, стоят металлические люки, и никто их не ворует. Во-вторых, какой резон покупать полимерные изделия, если они не выдерживают тяжести машин? В городе повсеместно паркуют автомобили на тротуарах. Поломанные крышки все равно приходится менять на металлические. Получается, как в известной поговорке: «скупой платит дважды». Только в нашем случае подрядчики сэкономленные на материалах деньги кладут в карман, а государство несет дополнительные расходы.
Масштабная модернизация транспортной инфраструктуры заметно повысила уровень комфорта городской среды: грязи меньше, дороги стали ровными, тротуары обустроенными. Но без ложки дегтя обойтись не получается.
Полимерные крышки – не единственная погрешность дорожных строителей. Во многих местах, в том числе на проезжей части люки установлены выше уровня асфальта, что создает препятствия движению транспорта, повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Небольшие колодцы на тротуарах во многих местах устроены выше поверхности земли, они без крышек и заполняются мелким мусором, а где-то банально прикрыты подручными материалами. Выглядит нелепо.
Вопросы вызывают стучащие под колесами автомобилей чугунные люки на проезжей части. Никто из компетентных лиц не дал нам внятного объяснения о причине этого недоразумения. Жалуются горожане и на скрипящие решетки ливневок на многих улицах. А просевшая плитка, ямки или провалившееся дорожное полотно на благоустроенных улицах стали обыденным явлением.
Подрядчики, занимающиеся ремонтом улиц, несут гарантийные обязательства. В течение двух лет обязаны устранять выявленные дефекты. Но даже на центральных улицах по пять и более лет недочеты дорожников не исправляются.
Ремонтно-строительное управление при городской администрации в силу возможностей корректирует ошибки подрядчиков. По словам начальника РСУ Инала Газзаева, в рамках выделенных на содержание улиц средств проводится ремонт наиболее пострадавших участков. Срок эксплуатации многих транспортных артерий столицы превышает семь лет. Естественно, с каждым годом появляется больше трещин, ямок, которые нужно постоянно латать. «Средств на содержание улиц не хватает, чтобы одномоментно устранять все дефекты, – говорит И. Газзаев. – Зачастую на улицах повторно вскрывают дорожное полотно из-за некачественно выполненных в прежние годы работ по замене подземных сетей. Приходится потом и на этих участках заново укладывать асфальт. Это уже дополнительные расходы. Постепенно в меру наших возможностей проводим ямочный ремонт».
На цхинвальских дорогах встречаются «подколы» похлеще. Передвигаться по тротуарам не безопасно, нужно смотреть в оба. Потеря концентрации внимания способна обернуться посещением травмпункта.
На центральных улицах в прежние годы тротуары были сделаны с резкими спусками и подъемами, они неудобны для передвижения пешеходов.
Следует обратить внимание на опасность, которую создают неаккуратно подрезанные газовые трубы на тротуарах, например, по ул. Пушкина. В свое время они служили опорой для воздушных газопроводов, но после замены инженерных сетей необходимость в использовании труб отпала. Строители их вырезали, однако местами трубы с острыми концами выступают над тротуаром и могут «подставить подножку» прохожему. Нужен зоркий взгляд. Для исправления таких ляпов большие финансовые расходы не требуются. Достаточно молотком загнуть трубы и подровнять с землей.
На капремонт улично-дорожной сети не всегда будут выделяться огромные суммы, а значит, нужно использовать сегодняшние возможности максимально эффективно. Благоустроенные дороги должны обеспечивать комфорт передвижения водителей и пешеходов, а не становиться испытанием для граждан. Детали имеют значение, именно из них складываются комфорт и безопасность.
А. БАГАЕВ