20 апреля 1922 г. исполняется 100 лет со дня издания Декрета Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров ССР Грузии об образовании Автономной области Юго-Осетии.
Этому событию предшествовал сложный период борьбы осетинского народа за свободу и право на самоопределение нации. Осетинский народ подвергался геноциду со стороны Грузии многие годы. В результате – сотни убитых, десятки опустевших сел, тысячи вынужденных переселенцев. Однако югоосетинский народ достойно выдержал все противостояния, смог защитить себя и свою землю от нападений со стороны меньшевистской Грузии, основной целью которой было физическое истребление осетинского народа. Особым зверством меньшевистские палачи отличились в ходе июньского восстания в 1920 г., следствием чего стало опустошение Южной Осетии.
В Центральном государственном архиве РЮО хранятся материалы по истории советской Юго-Осетии, которые содержат подробный фактологический материал и детальные сведения с момента установления Советской власти и развития Юго-Осетинской автономной области. В их числе и Декрет Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров ССР Грузии об образовании Автономной области Юго-Осетии, в котором говорится:
«1. Образовать автономную область Юго-Осетии как составную часть Социалистической Советской Республики Грузия с центром в городе Цхинвале.
2. В состав АО Юго-Осетии включить территорию, занимаемую югоосетинским народом. Кстати, в документе четко прописаны и обозначены названия населенных пунктов, гор, рек, занимаемые южноосетинским народом на южных склонах Кавказского хребта.
3. Органами управления автономной области Юго-Осетии являются Центральный исполнительный комитет / ЦИК/ и местные советы.
4. Для управления делами АОЮО учреждаются Народные комиссариаты: внутренних дел, просвещения, здравоохранения, труда и социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов, Совет народного хозяйства, юстиции и Рабоче-крестьянской инспекции».
К данному документу были приняты несколько примечаний, которые регламентировали более подробные функции деятельности вновь образованных комиссариатов. Отметим, что согласно одному из примечаний, не создавался особый Совнарком в АО Юго-Осетии, а наркоматы работают как отделы ЦИК. Кроме того, иностранные дела и внешторг остаются в ведении центральных органов ССР Грузии.
«Военными делами ведает Военный комиссариат, непосредственно подчиненный Наркомвоенмору Грузии и организуемый последним по соглашению с ЦИК Юго-Осетии. Борьба с контрреволюцией остается в ведении органов ЧК Грузии, организуемых последним по соглашению с ЦИК Юго-Осетии.
В целях сохранения и создания единства финансовой и хозяйственной жизни ССР Грузии на всей территории республики народные комиссариаты АО Юго-Осетии – продовольствия, финансов, труда, совета народного хозяйства и рабоче-крестьянской инспекции остаются в подчинении соответствующих народных комиссариатов ССР Грузии, причем всераспоряжения и мероприятия последних проводятся наркоматами АО Юго–Осетии в жизнь через ЦИК Юго-Осетии (ф.4, д.1, л.1)», – говорится в текстеДекрета.
Сразу же выбирается председатель и состав – первым председателем президиума ЦИК был избран А.Джатиев, народными комиссарами: просвещения – П.Тедеев, здравоохранения – И.Хетагуров, земледелия – Г.Санакоев, продовольствия – А.Плиев, юстиции – Н.Гадиев, внутренних дел – И. Завадин.
7 мая 1922 г. на заседании съезда секретарей и инструкторов районных партийных комитетов области постановили обязать ответственных секретарей и инструкторов области и районов усилить партийную и советскую работу в районах до максимума. Наибольшее внимание обратить на отсталые районы, прикрепив к ним наиболее подготовленных работников.
Также было принято решение о коммунальных запашках и обработке земли (фонд 1, д.1, лл.45-46). Через несколько дней, 16 мая 1922 г., на заседании Областного комитета помощи голодающим Юго-Осетии было принято решение – образовать Центральный комитет взаимопомощи, все функции которого были возложены на Центральный комитет помощи голодающим. В районах образовали райкомитеты взаимопомощи, функции которых возложили на районные комитеты помощи голодающим (фонд 43, д.1, л. 7).
В том же году приказом ЦИК Юго-Осетии в г. Цхинвале с 1 июня начало функционировать Цхинвальское rазначейство, все государственные налоги и казенные сборы, причитающиеся казне на территории автономной
области, согласно законоположениям, действующим в ГССР, подлежали поступлению в Цхинвальское казначейство (фонд 4, д.1, л. 26).
В октябре на объединенном заседании президиумов ЦИК и парткома Юго-Осетии постановили «автономную область Юго-Осетии в административном отношении разделить на три уезда: Джавский с центром в Джава, Цхинвальский с центром в г. Цхинвал и Ксанский с центром в Ахалгори».
В Джавский уезд вошли Рукский, Джавский, Кемултский и Кударский районы. В Цхинвальский – Цунарский, Корнисский, Оконский, Цхинвальский, Ортевский, Белотский и Андоретский районы. А в состав Ксанского уезда вошли Лехурский, Ахалгорский и Монастерский. Одним словом, область делилась на три уезда и четырнадцать районов (темов).
Органами управления, согласно документу, должны быть в центре области ЦИК АО Юго-Осетии, в трех уездах – уездные исполнительные комитеты рабочих и крестьянских депутатов, в районах – районные (темские) исполкомы. При этом отмечалось, что штаты уездных исполкомов должны были быть приблизительно такие же, как и в районных. В Джаве, Цхинвале и Ахалгори функции райисполкомов перешли к уездным исполкомам, районные исполкомы подчинялись уездным, а последние – ЦИК Юго-Осетии.
Применительно к административному устройству, поручили организовать и аппараты парторганизаций области, т. е. создать три уездных парткома с приблизительными штатами райпарткомов, и одиннадцать райпарткомов при
условии перехода функций Джавского, Цхинвальского и Ахалгорского райпарткомов уездным парткомам. Также аннулировали все ранее изданные по этому вопросу постановления.
Кстати, позже, в 1931 г., произошло деление области на четыре района – Сталинирский, Джавский, Ленингорский и Знаурский, один горсовет и тридцать сельских Советов.
После образования Юго-Осетинской автономной области газета «Правда Грузии», № 340, от 22 апреля 1922 г., писала: «Постановлением верховного органа ССР Грузии декретировано образование автономной области Юго-Осетии. Этот акт Советской власти Грузии лишний раз свидетельствует о том, что национальный вопрос в Закавказье может разрешить только Советская власть, которая принесла каждому маленькому народу полное раскрепощение и освобождение. Стоит только вспомнить тяжелую историю южноосетинского народа во времена меньшевистского господства, чтобы понять всю важность данного акта в жизни угнетенных народностей Закавказья. История борьбы южных осетин за независимость крайне интересна, ярка и поучительна. Трудящиеся массы Южной Осетии всецело тяготели к Советской власти. Поэтому, когда был образован Закавказский комиссариат, Южная Осетия не признала этой белогвардейской меньшевистской власти. Меньшевистское правительство вело беспрестанную кровавую войну с южноосетинским народом, который с оружием в руках защищал свою независимость и который тяготел к Советской власти…
Поэтому не раз рука меньшевистских палачей обрушилась на головы осетинского народа. Не раз меньшевики послали карательные экспедиции,которые жгли осетинские села, избивали и насиловали население, которые
пулей и петлей хотели навязать независимому осетинскому народу иго меньшевистско-белогвардейской власти. Особенно меньшевистские палачи отличались зверством при подавлении и разгроме июньского восстания в 1920 г., когда они не оставили камня на камне, предавая мечу и огню все селения Южной Осетии. Но разгромленный и задушенный южноосетинский народ и после этого не мирился с меньшевистским господством, возлагая все
свои надежды на помощь со стороны Советской России…».
После установления Советской власти в Грузии осетинскому народу было предоставлено право на провозглашение Юго-Осетинской автономной области, после чего началось возрождение области.
Но борьба осетинского народа за независимость и свободу продолжилась еще много лет после издания Декрета об образовании Юго-Осетинской автономной области. Кульминацией для достижения многовековой мечты – быть свободным государством – стала война августа 2008 года, за которым и последовало признание независимости со стороны России 26 августа 2008 года. За Россией последовало признание и от ряда других государств. И сегодня Республика Южная Осетия – независимая республика со всеми атрибутами государственности.
Алена Тадтаева, заместитель директора
ГБУ «Центральный государственный архив»