Израиль и Иран продолжают повышать градус напряженности на Ближнем Востоке. В Израиле до сих пор обсуждают как ответить Тегерану, хотя прошло уже более недели после нанесения ракетно-дроновых ударов Ираном по Израилю.
Ситуацию на Ближнем Востоке нам прокомментировал профессор кафедры политологии и социологии ЮОГУ Сослан Плиев.
«Комментируя последние события, с уверенностью можно сказать, что Иран добился полного успеха в операции «Правдивое возмездие». Именно поэтому до сих пор нет серьезного ответа от Израиля. Давайте вспомним, как это начиналось. 1 апреля Израиль наносит удар по консульству Ирана (дипломатическое ведомство) в Дамаске, убивая там двух иранских генералов и дипломатических работников. МИД России сразу осудил действия Израиля, назвав их нарушением основополагающих принципов международного права. С древности никто не смел трогать дипломатов и парламентеров, это считалось самым подлым поступком. Фактически действия Израиля 1 апреля можно охарактеризовать как террористические», – сказал он.
Как подчеркнул Плиев, после вероломной выходки Израиля Иран не мог оставить без ответа убийство в дипмиссии своих военачальников и дал две недели Израилю и его союзникам для подготовки к отражению атаки. Тем самым Иран показал, что в эскалации конфликта и в глобальных разрушениях он не заинтересован. Позже стало известно, что атаку Ирана перехватывали четыре государства, в их числе, конечно, сам Израиль со своей хваленой системой «железный купол», которая не сработала в полном объеме. Помимо самого Израиля в перехвате иранских ракет участвовали корабли США, дислоцируемые рядом с побережьем Израиля и Сирии, которые, по их утверждению сбили несколько десятков иранских объектов. В перехвате иранского удара участвовали и британские истребители, которые базируются на Кипре на американской базе, против которой недвусмысленно высказываются власти самого Кипра. Четвертая страна, принявшая участие в отражении удара Ирана по Израилю – Иордания, страна вроде бы тоже мусульманская – арабская, однако выступила на стороне Израиля.
«Атака Ирана проходила в три этапа. В первом этапе были задействованы иранские БПЛА типа «Шахед». «Шахед» – это беспилотный самолет с размахом крыльев около 2,5 метров, способный нести около 35 кг. взрывчатки с максимальной скоростью до 220 км. в час. Исходя из перечисленных данных, от Ирана до Израиля «Шахеды» летели минимум пять часов. Запуская беспилотники такого уровня, Иран четко понимал, что ни один из них не долетит до цели, но необходимо было раскрыть местонахождение систем ПВО Израиля и его союзников. Они пошли на это, понимая, что величина стоимости «Шахеда» в сравнении с ракетами ПВО Израиля и его союзников – капля в море. «Шахед» стоит около сорока тысяч условных единиц, а ракета ПВО «Железного купола» в сотню раз дороже», – сказал он.
Вторым этапом атаки Ирана на Израиль стали крылатые ракеты, которые несут в десять раз больше заряда и в отличие от «Шахеда» их скорость составляет более 800 км. в час. «Военные эксперты сомневаются, что Иран оснастил свои крылатые ракеты взрывчаткой. Скорее всего, все они полетели как «болванки» для отвлекающего маневра, направленного на корабли США, которые умеют хорошо сбивать именно крылатые ракеты. По факту Израиль и союзники выпустили всю свою ракетную мощь по иранским недорогим самолетикам и болванкам, которых Иран отдал как гроссмейстеры жертвуют пешкой для выигрыша всей партии в шахматах. Атака Ирана обошлась Израилю и его союзникам по самым скромным подсчетам в 1,5 миллиона долларов, это стоимость ракет, выпущенных для уничтожения БПЛА и «болванок» крылатых ракет», – отметил Плиев.
Третьим этапом Сослан Плиев назвал тот факт, что после запуска БПЛА и ракет, когда Израиль с союзниками уже посмеивались над несерьезностью иранской атаки, полетели четыре баллистические ракеты и ударили только по одному объекту, четко поразив его. Этим объектом стала военная база Израиля, откуда были выпущены ракеты по дипломатической миссии Ирана в Сирии. Израильские ПВО ничего не смогли сделать ни с одной из этих ракет, так как у них была слишком высокая скорость даже для обнаружения этих ракет.
Эксперт считает, что Иранское ВПК доработало ракеты и довело их до совершенно нового уровня. Израиль признал, что по базе, атаковавшей дипломатическую миссию Ирана в Сирии, было четкое попадание. Одна ракета попала во взлётно-посадочную полосу, полностью разрушив ее, а остальные три попали по ангарам для самолетов. Израильтяне радостно сообщили, что самолетов там не было. Само собой, Иран за две недели их предупредил об атаке. И понятно было, что именно база, ударившая по дипмиссии Ирана, должна была стать одной из основных целей.
«Иран продемонстрировал колоссальную точность своих ракет. После этих событий президент США Д. Байден был вынужден набрать премьер министру Нетаньяху и запретить им отвечать на атаку Ирана. Байден также предупредил Нетаньяху, что если Израиль все-таки решит ответить, то Вашингтон помогать не станет. Американцы прекрасно помнят, что еще при прошлом президенте в январе 2020 г., когда они убили на территории другого государства иранского генерала Сулеймани, в ответ Иран так же четко попал по базам США в Ираке», – напомнил политолог.
Сослан Плиев отметил, что США боятся гиперзвуковых ракет Ирана, так как они могут разнести любой американский авианосец, находящийся в зоне досягаемости ракет у берегов Ливана или Израиля. А перед выборами президента США Байдену сложно будет объяснить избирателям, почему американский авианосец был уничтожен. Поэтому США будут всячески тормозить Израиль от каких-либо действий против Ирана, вплоть до угроз полного прекращения военной помощи Израилю в Секторе Газа.
«Думаю, этот вопрос будет временно заморожен. А вот что будет после выборов в Соединенных Штатах, будет зависеть от того, кто станет следующим президентом», – резюмировал Сослан Плиев.
М. СОЛОЕВА