Старые печатные издания хранят память о геноциде

События геноцида осетинского народа 1920 года активно освещались на страницах газет и журналов того периода. В государственном архиве хранятся подшивки газеты «Хурзæрин» за 1928, 1929, 1930 и 1957-е гг., выходившие на осетинском языке (на латинском алфавите), которые содержат исторические материалы и публикации, касающиеся уничтожения осетин по этническому признаку и их изгнания с родных земель в 1920 году.
Старые печатные издания сохранили память о событиях, предшествовавших геноциду осетинского народа и последующих лет. Глава Комитета информации и печати Южной Осетии Мария Котаева работала с архивами и собрала достаточно богатый материал, подтверждающий зверские преступления грузинского правительства.
Приступая к изучению архивных документов и газет, Котаева была убеждена, что в архиве не сохранились публикации, описывающие истребление осетин грузинскими вооруженными отрядами.
Ведь после установления Советской власти Коммунистическая партия получила монопольное право и неограниченный контроль во всех сферах жизни. Вся печатная большевистская пресса стала рупором пропаганды, основной идеей которой было социальное равенство и братство народов. «СМИ были проводником советской идеологии, поэтому не принято писать о национальных вопросах и проблемах межэтнических отношений народов. Газета «Хурзæрин» не была исключением из правила, и так же, как центральная пресса, печатала пропагандистские материалы о жизни рабочего класса, сельском хозяйстве стран-союзников СССР и т.д.», – говорит Мария Котаева.
Действия, направленные на уничтожение национальной, этнической или религиозной группы, а также насильственное переселение, рассчитанное на уничтожение этой группы, являются геноцидом. В 1948 году Организация Объединенных Наций официально признала геноцид международным преступлением. «20 сентября 1990 г. Юго-Осетинский областной Совет народных депутатов в своём постановлении квалифицировал события 1920 года как геноцид осетинского народа. В ноябре 2006 года Народное Собрание Абхазии единогласно приняло резолюцию, признающую действия Грузии в 1918-1920 гг. геноцидом в соответствии с Конвенцией 1948 года. В июле прошлого года в одном из своих выступлений президент Российской Федерации Владимир Путин напомнил грузинским политикам о событиях 1920-го года, назвав их «геноцидом осетин». Однако сами грузины предпочитают смотреть на эти тяжкие преступления в свете классовой борьбы, т.е. меньшевиков и большевиков», – отметила Котаева.
Осетины целенаправленное уничтожение нации в те годы тоже рассматривали под углом меньшевистской борьбы, так как иного определения данным событиям они не знали. «Во-первых, само понятие «геноцид» возникло намного позднее, чем этнические чистки, во-вторых, население сел и ущелий преимущественно было неграмотным и разобраться в классификации преступления было сложно. Однако, к моему удивлению, в газете «Хурзæрин» того периода можно найти ряд статей, где детально описываются факты уничтожения осетин. Опубликованы цифры убитых женщин, мужчин и детей, количество угнанного скота, даже подсчитан ущерб разоренного народа. Немногочисленные, но говорящие материалы с громкими заголовками о геноциде осетин публиковались к восьмой годовщине разгрома Южной Осетии», – подчеркнула она.
Например, в газете «Хурзæ-рин» от 8 июня 1928 года в публикации «Наша борьба была не зря» автор характеризует грузин более кровожадными, чем древние племена гуннов. Автор описывает сожженные деревни, убитых стариков и детей, разоренные подворья и украденное имущество. Автор также подробно рассказывает не только об июньских событиях 1920 года, но и об издевательствах в течение трех предыдущих лет.
«Три года осетины находились под властью грузинских меньшевиков. Мы не забудем, как они жестоко обращались с нашими детьми, избивали их плетьми, издевались над женщинами. И если мы встали на защиту своей чести с мечами и топорами против револьверов и аэропланов и даже потеряли нажитое годами имущество, все равно мы можем с гордостью сказать, что отстояли честь нации», – говорится в публикации.
В следующей статье «День борьбы и радости – 8 июня» под авторством Л. Санакоева описываются аналогичные преступления. В публикации рассказывается о нескольких грузинских вторжениях, самое кровавое из которых стало вторжение грузин в Юго-Осе-тию 8 июня. Автор пишет: «Борьба развернулась в ущельях от Джавы до селения Рук. Меньшевики были разбиты на нескольких высотах над Цхинвалом и Джавой. Нам удалось отнять у них оружие, пленных было 400 человек. Вечером 7 июня Цхинвал был под нашей защитой.
8 июня мы провозгласили Советскую власть по всей Юго-Осетии от Они до Душети. В это же время грузинские меньшевики перекинули свои вооруженные отряды с Азербайджанского фронта и направили их в Юго-Осетию. Против одного осетина было выставлено 25 грузин. Повсюду полыхали осетинские деревни. Отряды осетинских бойцов были в смятении и бросились в горящие села спасать стариков и детей. Мы стали отступать, так как на передовой не оставалось людей. Все задыхались от дыма и гари. Невозможно было дышать. В еловых лесах с деревьев стекала смола. Последний бой осетинские отряды дали у сел Джер, Чимас, недалеко от места Багиата, и у подножия села Рук. После чего опустевшие села были разграблены, а прежние места проживания осетин были заселены грузинами из Имерети. Только в феврале 1921 года осетины постепенно стали возвращаться в свои опустевшие села».
Еще в одной статье в «Хур-зæрине» от 15 июня 1928 года «Черные дни 1920-го года» автор Е. Цховребов пишет: «В то время в Юго-Осетии камня на камне не осталось, грузинские помещики и вооруженные отряды уничтожили огнем все села. Убито 387 мужчин, 172 женщины, 110 детей. При переходе через перевал погибло 1206 мужчин, 1203 женщины, 1734 детей. Грузинское вооруженное вторжение унесло 4 812 жизней. Угнано крупного рогатого скота на сумму 988 тысяч советских рублей».
В тексте приводится подробный подсчет нанесенного ущерба при учете угнанного либо же проданного за бесценок мелкого рогатого скота, домашней утвари, имущества и запасов урожая. Сумма ущерба составила 3 млн 317 тыс. 506 советских рублей.
«Хурзæрин» от 18 июня 1929 года в публикации, посвященной девятой годовщине Советской власти в Южной Осетии, приводит текст телеграммы Николая Чхеидзе, представителя меньшевистского правительства Валико Джугели: «Тифлис. Главному в штаб. Дзауский отряд сражается отважно. Скоро доберутся до моего места пребывания. Мне надо наступать. Поспешите выслать из Тифлиса второй батальон. Надо начинать прорываться вперед. Вокруг нас пустые осетинские села. Местное население собралось в Кехви. Прошу разрешить мне поджечь села в округе. Если своевременно вышлете подкрепление и аэроплан, я смогу идти в наступление. Цхинвал, №126, 7 июня, Чхеидзе». Эта телеграмма была перехвачена югоосетинскими партизанами.
«Советон Ирыстон» 1 декабря 1957 года опубликовала воспоминания участников боевых действий, которые начались еще в 1919 году. Мария Котаева отметила, что в материале подробно перечисляется численность грузинских отрядов, их места расположения, вид вооружения, как расстреливали мирных жителей оккупированных осетинских сел. Около 1500 грузинских вооруженных военных держали в оккупации села Дзау, Тонтобет, Гуфта.
«Все издевательства над местными жителями партизаны видели из укрытий в лесах, где они жили целый месяц. В этих рассказах перечисляются имена и фамилии партизан, активных участников боевых действий. Среди них: Доменти Хугаев, Александр Джиоев, Кизо Тедеев, Гега Джиоев, Габо Цховребов, Тате Джиоев, Васо Санакоев, Михака Санакоев, Писыр Карсанов, Михо Санакоев. Детально описываются ожесточенные уличные бои близ цхинвальского лесокомбината, где в то время были фруктовые сады. Парламент Южной Осетии дал политическую оценку событиям 1918 – 1920 гг. В тексте постановления говорится, что количество погибших осетин в 1920 г. составило 6-8% от всего населения Южной Осетии. Только в 1921 г. после установления Советской власти осетины, изгнанные грузинской властью, смогли вернуться в свои выгоревшие деревни. Нищие, потерявшие родных, детей, дома, они заново по крупицам налаживали быт. Последствиями геноцида стали тяжелые заболевания и голод», – отметила Глава Комитета информации и печати.
Серьезные проблемы возникали и у осетин служивших в Красной Армии в составе грузинских дивизий в Батуми, Кутаиси и Тифлисе. В газете «Хурзæрин» от 9 января 1928 года в статье Н. Гаглойти «О необходимости создания отдельной осетинской войсковой части» описываются сложные условия прохождения службы, так как югоосетинские призывники, не владевшие грузинским языком, вынуждены были проходить ее в полном непонимании. «Осетины красноармейцы писали в военный комиссариат прошения прислать в грузинское отделение Красной Армии осетиноговорящих военруков. К тому времени в рядах Красной Армии начинали формировать отдельные национальные батальоны. На короткое время на базе первого грузинского полка удалось создать отдельную осетинскую часть из 200 бойцов, которые проходили службу на родном языке. Позднее на конференции в Кутаиси постановили: читать-писать осетинскому красноармейцу только на грузинском языке; служить в рядах армии и общаться только на грузинском языке; политобразование осетинский красноармеец может начинать на осетинском языке с постепенным переходом на грузинский язык. А тех призывников, которые не владеют грузинским языком, не принимать на кадровую войсковую службу», – отмечается в статье. Автор пишет, что югоосетинские призывники не раз наказывались за попытки говорить на осетинском языке, и даже отправляли под арест в качестве наказания.
Мария Котаева считает, что власти Грузии осуществили акт геноцида в отношении осетинского народа, который проявляется в физическом уничтожении представителей нации, насильственном перемещении их с исконных территорий, а также в культурном геноциде, в особенности в принудительном насаждении чуждого языка при запрете использования родного языка. В публикациях тех лет журналисты писали, что «эти решающие бои останутся в памяти потомков как последняя война». Они не могли и предположить, что эти события станут началом длительных войн.
Алена ДЖИОТЫ