Общественностью Южной Осетии День российского дипработника воспринимается в качестве «своего» праздника, поскольку вызывает устойчивые ассоциации с деятельностью представителей МИД РФ, которые наравне с югоосетинскими дипломатами отстаивали и продолжают отстаивать интересы республики и безопасность ее жителей.
На память приходят сопредседатели Смешанной Контрольной комиссии с российской стороны, многое сделавшие для сохранения мира и стабильности на земле Южной Осетии и до последнего старавшиеся помешать грузинской агрессии 2008 года. Кстати говоря, первым сопредседателем СКК от российской стороны был нынешний глава минобороны РФ Сергей Шойгу. Не менее важную дипломатическую миссию выполняли командующие Смешанными силами по поддержанию мира, возглавлявшие миротворческий контингент России в Южной Осетии. Как известно, последним командующим ССПМ был Марат Кулахметов, являющийся сегодня Послом РФ в РЮО.
День дипломатического работника РФ – это также повод отметить заслуги без преувеличения выдающегося дипломата современности – Сергея Лаврова. И конечно же, в этот день нельзя не отдать дань памяти другому легендарному российскому дипломату, Виталию Чуркину. Его жесткие принципиальные выступления в поддержку Южной Осетии на трибуне ООН в 2008 году жители республики помнят до сих пор.
Праздник российского дипработника является напоминанием о многоплановой продуктивной деятельности Посольства РФ в Южной Осетии, вносящего значительный вклад в решение вопросов двустороннего взаимодействия. При этом речь не только о сотрудничестве на уровне официальных структур. На протяжении вот уже 15 лет сотрудники российского диппредставительства оказывают практическую помощь многим гражданам РЮО по самым разным направлениям, а также активно участвуют в жизни республики, являются почетными гостями на всех мероприятиях.
ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ
Профессиональный праздник российских дипломатов – важный повод лишний раз отметить актуальность двустороннего взаимодействия в сфере внешней политики. Здесь необходимо отметить, что современный этап в мировой геополитике ставит весьма серьезные и крайне неординарные задачи перед МИД РФ. Пожалуй, сегодня российская дипломатия проходит куда более суровый экзамен на прочность, нежели в 2008-м или даже в 2014 годах.
Представителям внешнеполитического ведомства Российской Федерации выпала историческая миссия возглавить процесс переформатирования однополярного миропорядка в сторону его многополярности. Учитывая силу сопротивления коллективного Запада объективным тенденциям, выводящим на авансцену страны глобального юга и ту же Россию, миссия российской дипломатии перекликается с задачами, стоявшими перед советскими дипломатами в 30-40-гг. XX века, когда Народный комиссариат иностранных дел СССР со своими структурными подразделениями делал все возможное, чтобы остановить агрессию фашистских режимов в различных регионах планеты. А затем, когда началась II Мировая война, предпринял максимум усилий по сколачиванию антигитлеровской коалиции.
В сегодняшних условиях российская дипломатия вновь занимается антифашистской деятельностью, учитывая тот факт, что в качестве орудия против России западные страны опять избрали нацизм, определяющий повестку дня на Украине, в странах Балтии и в ряде других государств.
Жесткие оценки в отношении подобной политики Запада прозвучали в очередной раз от Президента РФ Владимира Путина в начале февраля, на мероприятии, посвященном 80-летию разгрома гитлеровцев в Сталинградской битве.
«К сожалению, мы видим, что идеология нацизма уже в своем современном обличье, современном проявлении вновь создает прямые угрозы безопасности нашей страны. Мы вновь, и вновь вынуждены давать отпор агрессии коллективного Запада. Невероятно, но факт – нам снова угрожают немецкими танками Leopard, на борту которых кресты. На земле Украины вновь собираются воевать с Россией руками последышей Гитлера, руками бандеровцев», – сказал Путин. Он подчеркнул, что Россия сделает все, чтобы искоренить неонацизм.
ОСОБЫЙ ФОРМАТ
Драматические процессы, развернувшиеся за последние годы, подтвердили прочность союзнических отношений России и Южной Осетии и единство подходов двух стран по всем ключевым вопросам международной повестки дня. Не случайно Владимир Путин в ходе прошлогодней встречи с президентом РЮО Аланом Гаглоевым отметил, что отношения России и Южной Осетии носят особый характер. Данная «особость» российско-югоосетинс-кого сотрудничества, основывающаяся на прочном нормативно-правовом фундаменте и нацеленная на углубление интеграционных процессов, проявляется, в том числе, во внешней политике. Несмотря на введение санкций и беспрецедентное давление со стороны Запада на фоне СВО, руководство России подчеркнуло свои обязательства по обеспечению безопасности Южной Осетии и подтвердило намерения добиваться расширения международного признания республики. Эти моменты недвусмысленно прозвучали в ходе прошлогодних встреч президента Южной Осетии Алана Гаглоева с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Об этом также заявил председатель Комитета по международным делам Совета Российской Федерации Григорий Карасин, отметивший, что Россия делает все, чтобы Абхазия и Южная Осетия были признаны Китаем, Индией и другими странами.
В рамках решения данной задачи российская сторона активно использует свое председательство в формате группы БРИКС в 2024 году. В этом аспекте предпринимаются попытки наладить контакты Абхазии и Южной Осетии со странами БРИКС по линии спорта, молодежи, культуры и по ряду других сфер. Учитывая тенденцию к быстрому увеличению количества государств, стремящихся войти в состав альтернативного западным альянсам объединения, этот вопрос носит актуальный характер для Цхинвала и Сухума.
Необходимость тесного взаимо-действия ощущается и по другому важнейшему направлению, касающемуся безопасности в регионе Южного Кавказа. Здесь перед Россией, Южной Осетией и Абхазией вырисовываются новые вызовы, связанные, в первую очередь, с евроинтеграцией Грузии, которая получила в декабре прошлого года статус кандидата в члены Евросоюза. Грузинские власти, различного рода западные фонды и неправительственные структуры не скрывают своих намерений максимально использовать поддержку и финансовые ресурсы ЕС для оказания влияния на население Южной Осетии и Абхазии. Информационная кампания в этом направлении уже началась и имеет весьма массированный характер. Предусматривается увеличение финансирования проектов, затрагивающих молодежь, женское движение, развитие торговых связей, здравоохранение и образование.
Еще один вызов порожден влиянием успехов Азербайджана, решившего силовым путем проблемы с Нагорным Карабахом. Значительная часть грузинского общества, включая известных политиков и экспертов, впечатлены этим примером, воспринимая его как прецедент в решении территориальных и этнических конфликтов. В грузинских СМИ регулярно звучат предложения использовать опыт Алие-ва, особенно в части военного союза Баку со Стамбулом, для решения вопроса Южной Осетии и Абхазии в пользу Тбилиси. При этом до реваншистов плохо доходят аргументы более трезвомыслящей части грузинского политикума, напоминающего, что положение Южной Осетии и Абхазии в свете их союзнических отношений с РФ, кардинально отличается от той ситуации, в которой находилась НКР.
Как бы там ни было, в ближайшие годы России с ее кавказскими союзниками придется учитывать обозначенные вызовы, вырабатывая способы их нейтрализации.
А. ТЕДЕЕВ