Мифология официального Тбилиси как инструмент пропаганды

В Грузии в самом разгаре президентская гонка. Здесь выбирают очередного общенационального лидера. Внутриполитические события в этой стране нас не особенно должны были бы волновать, если бы не югоосетинская тематика, которую кандидаты на должность президента Грузии постоянно публично озвучивают.

Работа на западную публику
Практически все претенденты на представительский пост в грузинском государстве не упускают возможности высказать свою позицию по Юж-ной Осетии и Абхазии. Набор штампов не отличается разнообразием и повторяется, вне зависимости от обстоятельств и персоналий, долгие годы: «оккупация», «потеря национальных территорий», «гуманитарная катастрофа», «притеснение грузинского населения». Последняя тема обычно имеет конкретную адресность – западное сообщество.
В числе претензий по поводу «ущемления прав» жителей грузинской национальности указывается на ограничение возможностей получения ими образования на родном языке. Впрочем, в этой претензии есть и свои положительные стороны. Долгое время в Тбилиси пытались заверить мировую общественность, что из Южной Осетии изгнаны все грузины. Теперь вдруг оказалось, что грузины в республике не только остались, но есть и связанные с ними «проблемы».
Сейчас грузинское население компактно проживает в Ленингорском, Дзауском, Цхинвальском и Знаурском районах. И везде они имеют возможность получить образование на родном языке. Более того законодательство страны обеспечивает им право пользования грузинским языком не только на бытовом уровне. В со-ответствии с Конституцией РЮО государственными языками являются осетинский и русский. В местах компактного проживания граждан грузинской национальности грузинский язык признается официальным языком органов власти и местного самоуправления.
В 2015 году за счет российских средств, например, в грузинской школе поселка Ленингор в рамках Инвестпрограммы был произведен капитальный ремонт спортзала, выполнено дооснащение кабинетов: информатики, географии, родного языка и литературы (два кабинета), лингафонного обучения (два) – общей стоимостью более 3,5 млн руб.
Эта ситуация должна была бы порадовать власти в Тбилиси. Однако создается впечатление – чем хуже для грузинского населения района, тем лучше для властей в Тбилиси. Там даже дофантазировались до того, что говорят о запрете разговаривать грузинским детям на родном языке.
Закон РЮО об образовании прописывает, что «граждане имеют право на получение образования на родном языке, а также на выбор языка». В местах проживания населения грузинской национальности на территории РЮО функционирует 8 школ на грузинском языке. Из них 6 в Ленингорском районе (Ленингорская грузинская школа – 32 ученика и 23 педагога, Икотская школа – 20 учеников и 40 педагогов, Балаанская школа – 10 учеников и 9 педагогов, Коринтская школа – 7 учеников и 16 педагогов, Болская неполная грузинская школа – 10 учеников и 15 педагогов, Ахмаджская неполная грузинская школа – 2 ученика и 6 педагогов, а также Ногкауская (Ахалшенская) школа в Знаурском районе – 4 ученика и 9 педагогов). Всего контингент учащихся на грузинском языке – 85 чел. Их обучают 118 преподавателей, т. е. в среднем на двух грузинских учеников приходится три учителя!
Практически все директора этих школ грузины по национальности. Педколлективы укомплектованы кадрами учителей, как из местного населения, так и преподавателей из Грузии. Все школьные библиотеки обеспечены учебниками.
Всего в школах Южной Осетии обучаются около восьми тысяч учеников, из них с грузинским языком – 85 чел. или 1,07 %. Тем не менее, для них созданы максимальные условия для успешной учебы. Грузинские власти умалчивают об этом. Представляется, что Грузия не может похвастаться таким отношением к осетинскому языку на своей территории.

Очевидное и вероятное
Отметим, что в Тбилиси необычайно озабочены образованием не только грузин, но и осетин. Предыдущий глава правительства Грузии Г.Квирикашвили явил в свое время миру очередную инициативу, назвав ее «Шаг к лучшему будущему». В числе многих пунктов этой программы, он указал на «развитие возможностей образования для жителей Абхазии и Южной Осетии». Предполагалось создать условия для получения ими образования в вузах Тбилиси и западных стран. Однако, заявив об этом, грузинские власти не представили механизмы реализации самой инициативы, что наводит на мысль о том, что это была очередная пиар-акция для западной публики. Действительно, о какой учебе в Западной Европе для осетин и абхазов может идти речь, когда не существует такого понятия как «учебная виза» даже для самих граждан Грузии. Тот же широко разрекламированный безвизовый режим – это лишь возможность находиться в одной из западных стран без визы в течение трех месяцев. Без права устроиться даже на работу.
Немного возможностей поступить в престижный вуз для самих грузин и в Грузии. Причины этого не только в коррумпированности системы высшего образования, но и невысоком уровне знаний абитуриентов. По оценке PISA (международный мониторинг оценки качества образования в школах) Грузия в образовательном рейтинге занимает 72 место в мире (Россия – 27). В публичных школах Грузии работает 65 тыс. преподавателей. К концу 2017 г. только девять из них имели высшую квалификацию (ментор), а квалификацию ведущий преподаватель имели 257 учителей (0,41 % от общего числа школьных учителей). Система образования в Грузии, несмотря на огромные финансовые вливания, оставляет желать лучшего. И это мнение самих независимых грузинских экспертов. Заголовки статей «Финансирование растет – уровень падает». «Грузинское образование на дне» обычно сопровождают аналитические обзоры в грузинских СМИ.
В Грузии отказались от важного элемента подготовки педагогических кадров – обязательного повышения квалификации педагогов. У нас же активно внедряются российские стандарты образования, предусматривающие обязательную аттестацию педагогов, качество образования и систему повышения квалификации на постоянной основе. Мы сами могли бы оказать содействие Грузии в передаче этого опыта.
Пример текущего дня – преподаватели Северо-Кавказско-го Федерального университета проводят семинары для учителей РЮО на базе Института повышения квалификации. Периодически группа преподавателей этого российского вуза приезжает и проводит семинары, мастер-классы и круглые столы, курсы для наших педагогов. В августе квалификацию повысили учителя по информатике, ОБЖ и физкультуре. Сейчас участниками семинаров являются преподаватели физики, химии, математики, биологии.
Проводятся мастер-классы для руководителей школ Юж-ной Осетии – директоров, завучей, а также для заведующих городского и районного отделов народного образования. Очередные семинары – в ноябре. Преподаватели югоосетинских школ регулярно повышают свою квалификацию и на базе образовательных учреждений России.
Широкий выбор у выпускников школ Южной Осетии и для продолжения учебы в лучших российских вузах: по линии МЧС, министерства обороны, образования и медицины, МГУ, МГИМО, РУДН…
Растет не только квалификации югоосетинских учителей и качество преподавания, но и количество учеников. Все новые школы строят с учетом тенденции увеличения количества учащихся. Как пример, русская школа в Ленингоре, построенная при российской финансовой помощи в рамках Инвестпрограммы. Открытие одной из лучших школ на Кавказе стало большим праздником для всех жителей районного центра.
Интересно наблюдение. Осенью 2008 г., (время возвращения этой территории в состав РЮО) данная школа представляла собой находящееся в аварийном состоянии разграбленное учебное заведение, непригодное к эксплуатации, несмотря на то, что боевых дей-ствий в Ленингорской зоне не велось. Но, благодаря помощи России, была отстроена русская школа и капитально отремонтирована грузинская.
Сложилась интересная ситуация – власти Грузии ушли из Ленингорского района, оставив после себя разрушенную русскую школу и детские сады. Власти республики, вернувшись в район, отремонтировали грузинскую школу, здание Дома-интерната на 48,5 млн руб., где проживают и грузинские дети. Также был построен новый детский сад на 100 детей стоимостью 94,5 млн руб. Как говорится, почувст-вуйте разницу!
Такое положение вещей обычно удивляет западных представителей, которые имеют возможность побывать в Ленингорском районе. В том числе и сопредседателей Женевских дискуссий. Они-то приезжают сюда в надежде увидеть подтверждение тезисов грузинских властей об «ограничении прав грузинского мень-шинства». А здесь – уроки грузинского, библиотеки с грузинскими книгами, грузинская речь на улицах районного центра… С такой реальностью, нацеленному на негатив мышлению западных представителей, справиться бывает непросто.
Впрочем, политика нашего государства не зависит от мнения Запада. Мы строим нашу жизнь в рамках Русского мира, в котором иные стандарты морали и образования.
Р.КУЛУМБЕГОВ