Россия – гарант независимости Абхазии и Южной Осетии

Очередной, 52-й раунд Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье прошел 25-26 марта в Женеве с участием представителей Абхазии, Грузии, Южной Осетии, РФ и США при сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ. В ходе переговоров югоосетинская и абхазская делегации выразили обеспокоенность продолжающимся усиленным наращиванием НАТО наступательного потенциала ВС Грузии, что может спровоцировать Тбилиси на новые военные провокации в отношении соседних государств.
На полях западных политических форумов с участием Тбилиси традиционно звучат слова в поддержку «территориальной целостности» Грузии Западом. Но одними политическими жестами поддержки «партнеры» Грузии не ограничиваются. По линии военного сотрудничества Запад уделяет пристальное внимание проведению на грузинской территории международных учений, реформированию вооруженных сил Грузии и их техническому переоснащению по стандартам НАТО.
В конце 2020 г. парламент Грузии принял военный бюджет страны на 2021 год, составивший 270 миллионов долларов США. При этом почти две трети (171 миллион долларов) от этой суммы, не что иное, как прямая безвозмездная помощь Вашингтона, которая в сравнении с прошлым годом увеличилась примерно на 40 миллионов долларов.
С момента провозглашения независимости Грузии США вложили в грузинскую армию свыше четырех млрд долларов, о чем с гордостью заявил осенью 2020 г. тогда еще министр обороны Гарибашвили по итогам учений НАТО «Достойный партнер–2020» в Грузии.
«Военное сотрудничество еще никогда не было таким мощным», – отметил тогда Гарибашвили. В свою очередь, действовавший премьер-министр Гахария на церемонии открытия учений заявил – совместные маневры с партнерами по НАТО – важнейший инструмент евроатлантической интеграции Грузии. По всей видимости, Грузия, поддерживаемая западными покровителями, даже после провала операции по восстановлению конституционного порядка в Южной Осетии в 2008 году продолжает вынашивать планы по восстановлению контроля над территориями закавказских республик.
Между тем в результате Пятидневной войны 2008 г. в Закавказье при посредничестве Москвы установился прочный мир. Россия способствовала модернизации и укреплению обороноспособности республик, благодаря чему сегодня вооруженные силы РА и РЮО многочисленны и имеют на вооружении современные образцы военной техники и вооружения.
Кроме того, в обеих республиках для полного мобилизационного развертывания потребуются не дни, а несколько часов. Подавляющее большинство абхазов и осетин помнят о страшных днях вооруженных конфликтов с Грузией и карательных операциях грузинских военных, и в случае новой войны все мужское население республик встанет под ружье.
Ключевым препятствием на пути реализации реваншистских планов Тбилиси остаются военнослужащие Российской Федерации. Российские военные базы – 7-я в Абхазии и 4-я в Южной Осетии традиционно гарант мира и стабильности в Закавказье. Нетрудно догадаться, что в случае конфликта базы будут поддержаны и другими частями Южного военного округа.
Более того, с 2016 года между Россией и Абхазией действует «Соглашение об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия», предназначенная для совместного реагирования на вооруженное нападение и другие угрозы безопасности в отношении одной из сторон. В состав ОГВ входит объединенная российская военная база и от абхазской стороны – два отдельных мотострелковых батальона, артиллерийская и авиационная группы, отряд специального назначения.
В случае нового противостояния Россия, вероятно, возьмет на себя противовоздушную оборону и авиационное обеспечение ОГВ, защиту Абхазии с моря надводными кораблями и подводными лодками Черноморского флота. Абхазская армия сможет самостоятельно прикрыть сухопутную границу с Грузией и побережье республики.
С Южной Осетией с 2010 г. действует «Соглашение об объединенной российской военной базе на территории Республики Юж-ная Осетия», которая также предусматривает предупреждение вооруженного нападения на государства, прикрытие государственной границы и оперативное реагирование.
Эти документы на сегодня – не просто конфигурация традиционного взаимодействия сторон, это принципиально новая прочность национального суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Республики при содействии российских военнослужащих, выступающих надежным гарантом мира и стабильности в регионе, в случае конфронтации без труда лишат Грузию и НАТО малейшей надежды на установление контроля над частично признанными государствами силовыми или гибридными методами.
А.ДЖИОЕВ