Руководство Южной Осетии всерьез нацелено решить вопрос восстановления генофонда
В сентябре президент Анатолий Бибилов подписал указ о преобразовании Комитета по миграционной политике в Комитет по социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев. Новое ведомство получает полномочия в сфере социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Примечательно, что ведомство займется репатриацией.
Как известно, с началом агрессии Грузии в 1991 г. десятки тысяч жителей Южной Осетии были вынуждены бежать из сел в Цхинвал. Кроме того, тысячи осетин под давлением грузинских шовинистов бежали в Южную Осетию из Грузии. Со временем значительная часть беженцев и вынужденных переселенцев перебралась в РСО-Алания. Часть из них адаптировалась в новых условиях, другая часть поныне живет в центрах коллективного проживания. И практически каждый год небольшая категория беженцев получает сертификаты на жилье, становясь полноправными членами общества и уже не связывая свое будущее с Южной Осетией.
Стоит учесть, что первая волна беженцев из Южной Осетии ушла через хребет в 1920 годах и осела в Северной Осетии, где обосновалась компактно в селе Ногир и других населенных пунктах.
Программа есть. Вопрос в реализации
Вопрос репатриации соотечественников остро стоит на повестке дня. В июне 2009 года Минздравсоцразвития РЮО разработало программу по делам репатриации, беженцев и перемещенных лиц. Презентовал ее тогдашний глава ведомства Нугзар Габараев. Программа утверждена в ходе заседания Президиума Правительства РЮО.
«Программа обустройства должна предусматривать всестороннюю помощь. Есть возможность привлечь международные организации. Программа направлена на оказание содействия добровольному переселению в Южную Осетию соотечественников, проживающих в других государствах и социально-экономической адаптации беженцев и перемещенных лиц в результате агрессии Грузии на территории РЮО», – сказал Габараев, отметив: в случае удачного начала Программы число беженцев из числа этнических осетин Грузии резко возрастет, что в значительной мере окажет влияние и на демографическую ситуацию в республике.
Отмечалось, будет сформирован попечительский совет из числа граждан РЮО, ближнего и дальнего зарубежья для рассмотрения поступающих заявлений и создана межведомственная комиссия (в последнюю войдут представители различных министерств РЮО, комитета госбезопасности и уполномоченный при президенте по правам человека). Кроме того, будет создан общественный внебюджетный «Фонд по делам репатриации, беженцев и перемещенных лиц в РЮО».
Южная Осетия в результате нескольких военных авантюр Грузии потеряла десятки тысяч соотечественников. Трагические события за последние сто лет и миграция нанесли непоправимый вред демографическому балансу. По-прежнему остается актуальным вопрос беженцев и вынужденно перемещенных лиц. Эти категории граждан до сих пор нуждаются в предметном внимании со стороны властей, которым на протяжении десятилетий не удается интегрировать всех беженцев в наше общество, избавив их от незавидного социального статуса. В настоящее время беженцы и вынужденные переселенцы проживают в нескольких коллективных центрах Цхинвала, в тяжелейших условиях.
Лучший вариант решения проблемы беженцев и ВПЛ – строительство жилья в местах, где сочтет нужным государство, с учетом мнения беженцев, а вынужденных переселенцев – вернуть в места прежнего проживания.
Россия надежно охраняет безопасность Южной Осетии и причина, побудившая ВПЛ бросить родные места, исчезла. На повестку дня выходит вопрос возвращения людей в села. Ведь рецидива реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности, – больше не существует. Тем более, что у многих в селах осталось жилье. В целом, законодательство не предусматривает пребывания гражданина в статусе беженца или вынужденного переселенца на постоянной основе.
Вынужденные переселенцы – в большинстве своем это жители приграничных сел Цхинвальского района, инфраструктура в которых в настоящее время развивается – села электрифицированы, есть транспортное сообщение, проведены дороги, есть детские сады, школы, объекты социальной инфраструктуры. Поэтому чем существовать в непростых условиях коллективных центров, лучше жить достойно в родных местах.
Расселение беженцев и ВПЛ компактно на территории районов, где есть отличная возможность заниматься сельским хозяйством, и окажет значительное влияние на насыщение рынка сельхозпродуктов. И государство должно быть заинтересовано в этом. Город не может жить без сел! Возрождение республики начнется с возрождения сел.
В Комитете по миграционной политике есть программа создания поселка для беженцев и вынужденных переселенцев из 175 домов. Мы о ней уже сообщали. «Это целое поселение с необходимой инфраструктурой – школа, детский сад, торговые объекты. Мы внесли проект в Инвестпрограмму, но составители программы пока не учли наше пожелание. Мы были бы рады, если хотя бы выделили средства для строительства 50 домов», – с надеждой отмечал глава ведомства Игорь Чочиев нашей газете.
Идея строительства отдельного поселка для беженцев и вынужденных переселенцев, вне всякого сомнения, заслуживает поддержки и реализации. Переселение беженцев из коллективных центров в собственное жилье избавит государство от постоянных затрат на обслуживание зданий, высвободит их для других государственных нужд и, кроме всего, даст неплохой экономический эффект, ведь новоселы смогут заниматься сельским хозяйством в масштабах выделенных им земельных наделов. Как правило, беженцы и вынужденные переселенцы в основном из сельских местностей и с детского возраста приучены к сельскому труду.
Абхазский опыт
Здесь перед нами пример Аб-хазии, где в 1993 г. появился Госкомитет по репатриации. Абхазская программа по репатриации – фундаментальный по содержанию документ и Абхазия уже берет под предметную опеку репатриантов по всем вопросам жизнедеятельности. Разработка аналогичной программы позволит вернуть наших соотечественников из Грузии, где у них нет никаких перспектив. Таким образом, осетинский этнос сосредоточится на своей исторической родине — в северной и южной частях Осетии.
К репатриации в Абхазии подходят очень ответственно. Ликвидация последствий ущерба генофонду там осуществляется на деле. Свыше 70% абхазов проживают за пределами Абхазии, в Турции, Сирии и др. странах. И министерство репатриации нацелено на возвращение абхазов. Конечно, вернуть всех не удастся, но несколько десятков тысяч репатриантов вернутся. А это – существенный вклад в демографию Абхазии.
Министерство репатриации выплачивает репатриантам единовременные пособия по рождению ребенка: 30 тысяч рублей – за первого, 40 тысяч – за второго и 50 тысяч – за третьего. В 2018 г. в семьях репатриантов родилось 27 детей. Сейчас в министерстве более 500 заявлений на предоставление жилья. В 2018 г. 543 зарубежных соотечественника получили гражданство Абхазии.
В 2013 г. Министерство репатриации и МИД Абхазии при содействии общественных деятелей и представителей российских госструктур провели гуманитарную акцию: около 500 этнических абхазов и абазин были перевезены в республику из охваченной войной Сирии. За 25 лет до 11 тысяч соотечественников получили гражданство Абхазии.
Бюджет министерства репатриации составляет 150 млн в год. А на заседании правительства РЮО, где обсуждался вопрос репатриации, озвучивалась сумма 200 млн в год. Этих средств достаточно, чтобы ежегодно возвращать в Южную Осетию несколько тысяч человек!
Если в Южной Осетии экстренно не заработает программа репатриации, живущие в коллективных центрах беженцы и вынужденные переселенцы со временем покинут пределы республики и уедут навсегда. Мы еще больше усугубим и без того тяжелую демографическую ситуацию! Репатриация должна стать национальной идеологией. Ведь репатриация это не только статистика. Это возвращение интеллектуального ресурса, опыта, знаний, технологий, бизнеса.
Большое количество осетин, живущих за пределами Южной Осетии – высококвалифицированные специалисты, бизнесмены, представители творческой и научной интеллигенции. Они внесут огромный вклад в развитие Южной Осетии, укрепят кадровый потенциал.
С нынешней численностью населения Южной Осетии невозможно решение целого комплекса народно-хозяйственных и иных задач, стоящих перед нашей республикой. Поэтому, репатриация, повторим, должна стать национальной идеологией. И указ главы государства принят своевременно, с пониманием всей остроты проблемы, которая со временем может привести к плачевным последствиям…
Александр КЕЛЕХСАЕВ