Опасное соседство: где появится Халифат 2.0?

На постсоветском пространстве может появиться новый очаг нестабильности

В Ташкенте, 15 марта, прошло заседание Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, на котором обсуждались вопросы безопасности стран Центральной Азии. Первый заместитель директора ФСБ РФ генерал армии Сергей Смирнов уделил особое внимание активизации диверсионно-террористической деятельности боевиков ИГИЛ и укреплению их позиций на севере Афганистана.

Тысячи боевиков Исламского государства, потерпев поражение в Сирии и Ираке, были вынуждены искать новый плацдарм для возрождения Халифата. Выбор пал на Афга-нистан: нестабильная обстановка внутри страны и слабость официального правительства – идеальные условия для расширения террористической экспансии. Кроме того, распространение джихадистских настроений на территории Афганис-тана выгодно не только террористам, но и Вашингтону.
По заявлению президента США Трампа, к концу 2019 года численность американского военного контингента в Афганистане сократится до 7 тыс. человек. Основным предназначением оставшихся военнослужащих США в стране должна стать подготовка подразделений афганской армии для борьбы с террористами. Тем не менее, искренность намерений американского руководства по поддержанию правопорядка и безопасности в регионе вызывает сомнения у стран Центральной Азии.
Подтверждением этих опасений служит факт массовой переброски на север Афганистана боевиков ИГИЛ на американских вертолетах UH-60 “Black Hawk” без опознавательных знаков. В январе 2019 года, ссылаясь на данные, предоставленные афганскими спецслужбами, заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов сообщил о возможности масштабных провокаций на афганско-таджикской границе в связи с ростом численности террористической группировки в северных районах Афганистана.
Высокие темпы роста числа боевиков на территории Афганистана должны были не только приостановить вывод американских войск, но и вынудить США начать масштабную контртеррористическую операцию. Однако Вашингтон не торопится реагировать на усиление позиций ИГИЛ в Исламской республике, а наоборот заявляет о бесперспективности дальнейшего сохранения контингента войск в стране. Такие действия Белого Дома обнажают истинные намерения США в регионе – создать новый очаг напряженности вблизи российских границ. Очевидно, что вместо борьбы с терроризмом, США на протяжении двадцати лет присутствия в Афганистане преследовали сугубо меркантильные геополитические интересы, не брезгуя даже сотрудничеством с боевиками. В этих условиях деятельность американских военных по транспортировке игиловцев не вызывает удивления.
Примечательно, что потворствуя развитию радикальных исламистских настроений в Исламской республике, США подвергает опасности и другие страны региона. Памятуя трансграничный характер действий боевиков ИГИЛ в Сирии, стоит ожидать распространения экстремистских настроений на территории сопредельных Афганистану государств. Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ, Андрей Грозин считает, что из всех стран региона наибольшая опасность угрожает именно Таджикистану.
В перспективе, одной из основных угроз для Таджикистана можно назвать стремление боевиков захватить контроль над наркотрафиком, идущим из Афганистана. Потенциальный доход, который компенсирует финансовые потери, вызванные утратой контроля над сирийскими нефтегазовыми полями. Возможность беспрепятственного преодоления афгано-таджикской границы является вопросом выживания для Халифата. Кроме того, находящиеся вблизи Таджикистана лагеря подготовки террористов, будут способ-ствовать увеличению потока таджикских добровольцев, желающих вступить в ИГ.
На фоне нарастающей угрозы страны-участники ОДКБ и ШОС принимают все возможные меры для недопущения развития сирийского сценария в регионе. Среди них можно отметить учения войск и спецслужб, совместные контртеррористические операции и комплексные мероприятия по профилактике терроризма. Однако до тех пор, пока на территории самого Афганистана не начнутся решительные действия по вытеснению террористов, говорить об установлении региональной безопасности не представляется возможным.
Александр ДЖИОЕВ