За прозрачность деятельности органов государственной власти…

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются представители масс-медиа Южной Осетии, – искусственно созданные барьеры к сотрудничеству со стороны некоторых должностных лиц, руководителей министерств и ведомств. При этом надо отметить, что причины, как правило, бывают совершенно разные – от чрезмерной скромности (дескать, непубличный я человек) до полного неведения и отсутствия информации о деятельности ведомства, которым данный чиновник руководит.

Как не раз отмечал сам Президент республики Анатолий Бибилов, деятельность должностных лиц должна быть прозрачной и не должно быть ни одного чиновника, который избегает общения с журналистами, и при этом не должно быть вопросов, на которые они не хотят или же не могут отвечать, даже на каверзные.

Для решения проблемы открытости власти Парламентом республики принят Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Республики Южная Осетия» и направлен Президенту республики для подписания.

Как нам рассказал сам инициатор данного законопроекта, председатель Комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Парламента Юрий Габараев, идея была продиктована существующими реалиями.

«Я почти 16 лет проработал главным редактором газеты «Хурзарин» и достаточно хорошо знаком с деятельностью средств массовой информации. Корреспонденты не раз испытывали трудности, когда связывались с должностными лицами и просили поделиться той или иной информацией. Помню, как просили, уговаривали. Иногда даже приходилось через третьи лица просить о воздействии на некоторых чиновников, чтобы добиться от них информации, связанной с деятельностью возглавляемого им ведомства. Чтобы чиновники не могли отказываться от предоставления информации работникам СМИ, я пришел к выводу о необходимости узаконить вопрос предоставления информации», – отметил он.

По словам Ю. Габараева, в России нет закона, аналогичного разработанному, есть закон о свободе слова, который функционирует и в Южной Осетии, но этот закон совершенно иного характера. Законопроект создан с учетом условий жизнедеятельности югоосетинского социума и современных реалии, в частности, на основании существующих взаимоотношений должностных лиц с прессой.

«Идентичные законы других стран не могут быть восприняты югоосетинским обществом, так как у нас и межличностные отношения строятся совсем по-иному. Я всегда исходил из принципа, что вырабатываемые законы должны в обязательном порядке подходить нашему менталитету. Как правило, депутаты Парламента в подобных решениях исходят из убеждений, что закон должен подходить к Конституции государства, а у меня немного другая позиция – любой закон должен совпадать с нашим менталитетом», – считает Юрий Габараев.

Согласно мнению руководителя Комитета закон облегчит работу журналистов. И благодаря этому закону никакой чиновник, какого бы уровня он ни был, не имеет права просто отказать журналисту – ни письменно, ни устно.

Однако в законопроекте под пунктом 5 статьи все же прописаны основания, исключающие возможность предоставления СМИ информации о деятельности госорганов власти РЮО. Доступ к информации о деятельности государственных органов власти РЮО ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном законом РЮО порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Более подробно данные постулаты обозначены в 20-й статье закона, и к ним относится ряд исключений: если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; если она уже ранее предоставлялась пользователю; если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых госорганом власти РЮО, проведении анализа деятельности госоргана, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией и т.д.

Как подчеркнул Председатель Парламента РЮО Петр Гассиев, закон не появился по чьей-то прихоти или необоснованно.

«К сожалению, до сих пор очень многие чиновники, министры и руководители ведомств закрыты от общественности, а проводником информации в общественность является именно пресса. Эта ситуация создает излишнюю нервозность в обществе, слухи и домыслы, поэтому и был принят закон, по которому каждый чиновник обязан предоставлять информацию о своей деятельности прессе. Так как народ является налогоплательщиком государства, который содержит чиновников, он имеет право знать о деятельности как исполнительной и законодательной власти, так и других ветвей власти. Разумеется, если информация не связана с государственной тайной, с сохранением информации в следственных интересах или нарушает чьи-то личные интересы», – сказал он.

Закон, принятый Парламентом 29 декабря 2017 года, в подробностях поясняет, на каком уровне и при каких условиях должны строиться взаимоотношения между респондентом и журналистом. Он также предполагает открытость и доступность информации о деятельности официальных лиц, при этом необходимо учитывать и соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации.

«Как бывший журналист, я приветствую этот закон, потому что я сам знаю, как тяжело иногда добиться от чиновников комментариев по тому или иному поводу, они их зачастую просто не дают, закрываются, избегают всячески общения. У нас есть такая боязнь публичности. Хотя еще раз хочу подчеркнуть, что чиновник является публичным лицом, и он должен идти на контакт, – подчеркнул Петр Гассиев.

При нарушении закона по его словам, будут предприняты все меры, которые регламентируются законодательством РЮО по неисполнению того или иного закона. Можно подать жалобу даже в Парламент, и, он, в свою очередь, будет задавать вопросы исполнительной власти – почему закон не исполняется.

В статьях 23 и 25 принятого закона также обозначено, что решения и действия (бездействие) госорганов власти РЮО, должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации о деятельности указанных органов, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Госслужащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности указанных органов, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с действующим в РЮО законодательством.

Мадина БЯЗРОВА