Южная Осетия: от ноября 1989 до августа 2008

События последнего месяца лета 2008 года стали наивысшей точкой грузино-осетинского противостояния. В течение десятилетий власти в Тбилиси вынашивали планы вооруженного подавления стремления народа Южной Осетии к свободе и независимости. И вот, наконец, в начале августа правительство президента М.Саакашвили решило взять реванш. Свидетельством циничности этого решения стало то, что день начала вооруженной агрессии был назначен на начало Олимпийских игр в Пекине.

Впрочем, циничность и попрание всяких норм этики всегда лежали в основе всех действий грузинских властей в отношении Южной Осетии. Либерализация общества в СССР, предоставление больших прав национальным окраинам в самой Грузии было воспринято как получение возможности для переформатирования внутренней политики в отношении национальных меньшинств. Понятно, что ни о каких политических правах, подобных тем, которые самому Тбилиси предоставлял союзный центр, не могло быть и речи. Но даже в языковой и культурной сфере не предусматривались положительные тенденции.

Первым поводом для внутреннего противостояния стало принятие в Грузии государственной программы развития грузинского языка и насильственное введение делопроизводства на грузинском языке на территории Юго-Осетинской автономной области. Сама программа была опубликована в газете «Сакартвело» в сентябре 1988 года и вызвала бурю протестов в Цхинвале. Одновременно в грузинской прессе стали появляться материалы, носящие явный националистический характер. Был выдвинут лозунг ограничения рождаемости для семей национальных меньшинств в Грузии.

Были и прямые действия. Так, с 1988 года началась практика замены кадров по этническому признаку в органах государственной власти, в правоохранительной системе. Действия грузинских властей были нацелены на создание моноэтнического государства, где негрузинскому населению была отведена роль бесправного меньшинства. Однако это не могло оставаться без ответа. В Южной Осетии и Абхазии начались протестные акции, стали возникать общественные движения, целью которых была избрана борьба за национальные права.

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, не отставала и оппозиция, вобравшая в себя самые темные и агрессивные слои грузинского общества

Грузинские националистические силы, рвущиеся во власть, решили продемонстрировать свое возрастающее влияние посредством организации «мирного» митинга в Цхинвале. Несколько десятков тысяч представителей неформальных политических объединений Грузии, собранные со всей республики, прибыли к столице юго-осетинской автономии. Представителям осетинской молодежи удалось создать живой заслон толпе беснующихся грузинских молодчиков и сдержать первоначальный натиск. Подоспевшие подразделения внутренних войск СССР стали живой стеной между противоборствующими сторонами. Противостояние продолжалось несколько суток, и сопровождалось стычками между представителями молодежи. Стало ясно, что Тбилиси вместо равноправного диалога выбрал путь конфронтации.

В Грузии с каждым днем нарастала националистическая истерия, что вынуждало югоосетинскую сторону принимать определенные шаги. 20 сентября 1990 года Совет народных депутатов автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Республики. 10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Южной Осетии был избран Торез Кулумбегов. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении югоосетинской автономии. 11 декабря 1990 года в Цхинвале грузинские экстремисты устроили вооруженную провокацию, в результате которой погиб осетинский милиционер и два представителя грузинской неформальной организации. Воспользовавшись этим поводом, власти Грузии ввели в Цхинвале и Дзауском районе чрезвычайное положение.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город. Тем не менее, грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Началась энергетическая блокада Южной Осетии. Гуманитарная ситуация в Республике и г.Цхинвале была катастрофической, в республиканской больнице температура воздуха равнялась 13-14 °C.

19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум по двум вопросам: Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли вы с решением Верховного Совета независимой Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98 % ответили положительно на оба вопроса.

В феврале 1992 года начались артиллерийские обстрелы Цхинвала грузинской артиллерией и бронетехникой. Военные действия приняли перманентный характер.

20 мая 1992 года произошел расстрел грузинскими боевиками у села Зар колонны беженцев, направлявшихся в Северную Осетию, было убито 33 человек в возрасте от 11 до 76 лет.

29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия.

Грузино-осетинский конфликт, являясь внутренним в СССР, после его распада стал международным конфликтом для новой России. С правопреемностью СССР к ней перешла и вся ответственность за политическое урегулирование. В самый разгар военного противостояния российское руководство сделало все возможное, чтобы принудить Тбилиси пойти на прекращение боевых действий.

В июне 1992 года были заключены Дагомысские соглашения, которые предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта – Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и югоосетинская стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия.

14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского и осетинского). Началась уникальная по своему опыту миротворческая операция.

Относительно мирное сосуществование в регионе продолжалось до антиконституционного переворота в Тбилиси, приведшего к отставке президента Грузии Э.Шеварднадзе. Триумвират в составе М.Саакашвили, Н.Бурджанадзе, З.Жвания, стремившихся во власть, официально заявил о планах возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии. 3 января 2004 года кандидат в президенты Грузии Михаил Саакашвили без согласования с цхинвальскими властями посетил грузинонаселенное село Тамарашени в Южной Осетии близ Цхинвала и в своем выступлении перед жителями села заявил, что 2004 год – это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.

Политику эскалации конфликта М.Саакашвили стал проводить уже в качестве избранного президента Грузии. В конце мая 2004 года, заявив о своем намерении бороться с контрабандой, он ввел на подконтрольную Южной Осетии территорию отряды МВД и армейского спецназа. 19 августа 2004 года Цхинвал был обстрелян из минометов, погибли четыре человека. В тот же день произошли боевые столкновения у высот у села Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец. Грузинские подразделения намеревались, обойдя Цхинвал выйти к Транскаму в районе селения Дзау и перерезать пути снабжения столицы РЮО. Однако план наступления не был реализован благодаря упорному сопротивлению ополченцев. Последовала жесткая реакция руководства России и уже на следующий день грузинская армия была выведена из зоны конфликта. Первая попытка грузинского «блицкрига» в 2004 году провалилась.

Тем не менее, этот провал не отрезвил официальный Тбилиси. Началась невиданная по масштабам милитаризация страны, которая сопровождалась насаждением антироссийских настроений в Грузии.

Финансирование и реорганизация грузинских вооруженных сил проходила при активном участии западных стран, прежде всего США. Поддержка М.Саакашвили в его антироссийской политике оказывалась на самом высоком уровне. Сам президент Д.Буш лично приехал в Тбилиси, чтобы продемонстрировать свое признание заслуг М.Саакашвили в продвижении западных ценностей на Южном Кавказе. Однако ни эмоциональные выступления на главной площади в Тбилиси, ни танцы у ресторана президента Д.Буша-младшего не могли скрыть агрессивного характера намерений властей Грузии и их западных спонсоров. Грузинская армия вооружалась, личный состав получал боевой опыт в Афганистане, в штабах разыгрывались возможные варианты боевых действий в Южной Осетии и Абхазии.

К началу лета 2008 года грузинские военные посчитали, что их армия готова к наступлению на Цхинвал и Сухум. В июле прошли заключительные совместные грузино-американские военные учения, где были отработаны действия воинских подразделений в городских условиях, произведено доукомлектование вооружением и боеприпасами, средствами связи. Кураторы Тбилиси «сверили часы» с руководством Грузии – 6 августа в страну прибыла госсекретарь США К.Райс, которая обсудила все возможные последствия при начале грузинского вторжения в мятежные республики. Президент Грузии получил заверения во всесторонней поддержке его намерений и уверения в бездействии России. Карт-бланш на агрессию был получен. На календаре было 7 августа 2008 года.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»