Всеволод Миллер – автор «Осетинских этюдов»

Всеволод Миллер стал родоначальником нового и плодотворного этапа в истории российского академического кавказоведения. Он был широко известен как основоположник осетиноведения.
7 (19) апреля 1848 г. в Москве в семье знаменитого поэта и переводчика Фёдора Богдановича Миллера родился сын, ставший впоследствии выдающимся филологом, этнографом, главой исторической школы в русской фольклористике Всеволод Фёдорович Миллер.
По окончании пансиона Эннеса в 1865 г. Всеволод Фёдорович поступил на историко-филологи-ческий факультет Московского университета. Его учителем был знаменитый русский филолог и искусствовед Ф. И. Буслаев.
В 1870 г. он окончил университет и был оставлен при кафедре сравнительного языкознания, занимаясь вопросами народного творчества, древнерусской литературы, этнографии, языка и археологии народов Кавказа. В 1871 г. Миллер совместно с известным лингвистом Ф. Ф. Фортунатовым предпринял экспедицию в Сувалкский уезд (ныне в составе Польши) для сбора и анализа местного фольклора. В 1874-1875 гг. он совершил поездку за границу для завершения образования, а в 1877 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки Арийской мифологии (Асвины — Диосуры)», которая стала результатом многолетнего изучения санскрита, индийской истории и мифологии. В этом же году Всеволод Фёдорович был утверждён в должности доцента кафедры сравнительного языкознания, читая курсы лекций по санскриту, истории русской словесности и истории Древнего Востока.
Одним из главных трудов Миллера в этот период стала работа «Взгляд на Слово о полку Игореве», в которой он доказывал грамотность и просвещённость древнерусского автора, исходя из анализа текста и содержания этого произведения.
Интерес к индоиранской ветви индоевропейских языков привел его к изучению языка и культуры осетин. Всеволод Миллер не был «кабинетным» ученым: свои труды о Кавказе он писал с материала, который собирал во время поездок. В период с 1879 по 1886 год он пять раз ездил в Осетию, изучая язык, культуру и быт народа, собирал осетинские сказки, песни и богатырские сказания. Миллер владел обоими диалектами осетинского языка, дигорским и иронским, и поэтому совершенно свободно общался с местными жителями. Ученый интересовался не только фольклором, но и археологией.
Путешествуя по Осетии, он находил и тщательно изучал археологические памятники: остатки древних христианских храмов, средневековые объекты, склепы, могильники и оборонительные сооружения.
В своем втором путешествии по Осетии Миллер с товарищем остановились на ночь в городе Алагире в доме у этнографа Дзахо Гатуева. Хозяин показал странникам ценные материалы, касающиеся особенностей осетинских верований. В доме Дзахо путешественники познакомились с обычаями и семейным бытом осетин, который сохранил пережитки патриархального строя.
Ученый планировал составить словарь осетинского языка. По его мнению, он должен был включать в себя лексику обоих диалектов и даже быть трехъязычным. Он считал, что осетинские слова нужно также переводить на один из западноевропейских языков. Миллер собирался издать свой словарь вскоре после выхода второго тома «Осетинских этюдов». Однако работа над книгой затянулась. И причиной была не только занятость автора, но и его стремление сделать словарь максимально полным. В результате труд остался незаконченным, и после смерти Миллера рукопись была передана в Азиатский музей Академии наук. Словарь завершил Алек-сандр Фрейман, который также значительно пополнил его и расширил. В 1880-х гг. Всеволод Фёдорович обратился к истории иранской ветви кавказских языков. На основании своих поездок на Кавказ в 1881-1882 гг. он издал работу «Осетинские этюды», которая позже стала частью его докторской диссертации, а последовавшая в 1887 г. статья «Эпиграфические следы иранства на юге России» логически завершила исследования автора в области истории иранских языков и племён. Труды Всеволода Фёдоровича по этой проблематике были удостоены Большой золотой медали Императорского Русского Географического общества.
В начале 1890-х гг. главным предметом научных исследований Миллера становится история русского былевого эпоса. Этой проблематике были посвящены его книги «Экскурсы в область русского народного эпоса» и «Очерки русской народной словесности». В своих работах Всеволод Фёдорович раскрыл влияние на русский эпос иранских сказаний, а также сформулировал теоретические основы исторической школы русской фольклористики.
Помимо активной научной работы Миллер не оставлял преподавательскую и общественную деятельность. Он читал курсы лекций в различных высших учебных заведениях, в том числе и в Лазаревском институте восточных языков, директором которого являлся со времени основания в 1897 г. Начиная с 1885 г. Всеволод Фёдорович также являлся хранителем Дашковского этнографического музея, а в 1897 г. возглавлял Восточную комиссию Императорского Московского Археологического общества. В 1911 г. Миллер был избран ординарным академиком по отделению русского языка и словесности Академии наук. В последние годы жизни учёный активно участвовал в академическом проекте по изданию сборника исторических песен со времён Ивана Грозного до Петра Великого, а также работал над продолжением «Очерков истории русского былинного эпоса».
Всеволод Фёдорович Миллер скончался 5 (18) ноября 1913 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 65 лет, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Подготовила К.БАГАЕВА