В дар родному Ирыстону

Недавно моя библиотека пополнилась новинкой – книгой доцента кафедры экономики Юго-Осетинского государственного университета им. А. Тибилова Азы Тибиловой «Концепция восстановления и развития Республики Южная Осетия – Хуссар Ирыстон».

Книга доставила несказанную радость не только мне, но и всем, кому небезразлична судьба нашей Родины – Ирыстона. Даже весьма серьезные проблемы в книге изложены в легкой, доступной форме, что немаловажно для широкого круга читателя.

Автор книги рассматривает и анализирует следующие сферы общественной жизни: 1. Обоснование проблемы; 2. Демография; 3. Национальная безопасность; 4. Экономика; 5. Социальная сфера; 6. Закон. Власть; 7. Внешняя политика; 8. Ресурсы; 9. Экология; 10. Идеология; 11. Краткие исторические сведения."тибилова"

В каждой главе аргументируется важность рассматриваемой проблемы, а в конце – пути ее решения. По мнению автора, требуется разработка обоснованного плана возрождения осетинского народа и Республики, четко прописанная схема последовательных шагов, изложенная в виде Концепции, а затем – системы стратегических планов, в которых должны быть сформулированы важнейшие стратегические цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.

В целом книга представляет собой лекцию-монолог. Автор словно напрямую разговаривает с народом о том, в каком направлении двигаться с целью развития той или иной области общественной жизни.

Все, о чем говорит в своей книге Аза Тибилова, уже широко обсуждается, анализируется соответствующими специалистами и просто читателями, поскольку еще никто и никогда так комплексно и аргументированно не раскрывал пути развития нашего народа и государства.

Внимательно прочтя все главы, я более основательно остановилась на тех, которые посвящены науке, образованию и краткому обзору новейшей истории. Как и в других главах, в них автор приводит обоснованные факты, делая следующие выводы: «Язык является важнейшим образовательным инструментом, и формирование базиса знаний учащихся напрямую зависит от того, насколько правильно выбран язык обучения. Научно доказано, что для формирования самосознания и умственного развития детей с каждым ребенком до 4-5 лет надо заниматься на родном языке. Созвучная генетике ребенка звуковая энергия родного языка дает ему при этом и физическое здоровье».

Аза Тибилова озадачена тем фактом, что в советское время процесс обучения был глубже и основательнее. Но сегодня учебные заведения России свое внимание обратили на западную систему образования, поэтому данная сфера в целом стала все меньше отвечать современным потребностям развития страны.

В Республике Южная Осетия за последние годы удалось сохранить основной потенциал образования, сеть образовательных учреждений, контингент учащихся и т. д. Сохранилось также традиционное стремление к образованию учащихся, национальная черта осетин.

Система образования Южной Осетии не первый раз подвергается тяжелым испытаниям, поэтому автор призывает не поддаваться слепому копированию чужих спорных образовательных реформ с непредсказуемыми конечными результатами, а разработать свою национальную доктрину развития образования в Республике.

Здесь мне бы хотелось высказать свое мнение по поводу проведения в школах дополнительных занятий. Было бы неплохо во всех школах открыть группы для учителей со стажем и опытом работы, где бы они могли дополнительно заниматься по своим предметам с наиболее успевающими учениками, чтобы избавить родителей от поисков репетиторов, которым выплачиваются немалые суммы за дополнительные занятия с их детьми. Ведь происходит так, что один учитель направляет ученика на дополнительные занятия по своему же предмету к знакомому учителю, а тот, в свою очередь, «передает» ему своих учеников! Получается какой-то замкнутый круг! С этим следует покончить.

Автор настоятельно требует особое внимание уделить воспитанию и утверждению национального самосознания подрастающих поколений. А для этого следует больше и активнее работать с молодежью.

Следует обратить внимание и на то, что по тем специальностям, которые имеются в Юго-Осетинском государственном университете, не следует направлять студентов на обучение по лимитам в российские вузы. Можно внедрить также практику обмена студентами с другими республиками. Или направлять их в магистратуру и аспирантуру.

За последние семь лет на обучение за пределы Республики выехало около 2000 абитуриентов, а обратно вернулись всего около 100 человек! Поэтому следует создать соответствующие условия для того, чтобы они все возвращались на Родину, и здесь находили применение полученным знаниям.

Не обошла автор вниманием и вопрос осетинских диаспор. Ведь многие из них, и отдельные представители осетинского народа, разбросанные по всему миру, не желающие ассимилироваться, обращаются с просьбой помочь им сохранить родной язык, культуру, ирондзинад. В этом плане ЮОГУ им. А. Тибилова мог бы стать соответствующим центром решения этой проблемы.

Аза Тибилова также настаивает на создании своих комплексных программ обучения. Такие программы следует разработать и для имеющихся в Южной Осетии грузинских школ, а книги, поступающие в них из Грузии, нельзя пропускать без тщательной экспертизы. Например, когда два года назад тогдашний руководитель отдела образования Ленингорской администрации Л.Г. Гусоев раскрыл учебник по истории Грузии, то первой темой там оказалась «Россия – агрессор!» В результате по решению Министерства образования РЮО эти книги были изъяты из школ; и вместо истории Грузии ввели историю Осетии.

В современном мире наука стала главным фактором прогресса. Она является основой, на которой формируется инновационное развитие и конкурентоспособность любого государства. В Южной Осетии наука по всем гуманитариям была всегда на самом высоком уровне, однако за последние 25 лет все пришло в запустение. Нет соответствующей финансовой поддержки, а без этого, если отношение к науке в ближайшее время не изменится, республика будет отброшена далеко назад. В этом плане созданный при Президенте РЮО Ныхас призван разработать стратегическую программу не только в гуманитарной, но и других сферах, чтобы направить науку в современное русло развития.

Много интересного материала можно прочитать и в последней главе «Краткие исторические сведения». В ней автор рассказывает об истоках нашей современной истории, о деятельности народа, о мужестве, проявленном нашими славными соотечественниками в годы грузино-осетинского противостояния. Их по праву можно назвать достойными потомками нартов, которые, как известно, превыше всего ценили свободу.

Завершить разговор мне хочется словами Азы Тибиловой о том, что если раньше оковы надевались на руки и ноги рабов, то теперь они надеваются на сознание и мышление людей. И если это удается, то человек уже никто и ничто. Воздадим хвалу Всевышнему, будем трудиться добросовестно, на славу, засучив рукава, чтобы наш народ впредь был застрахован от подобных оков.

Зоя БИТАРТИ, кандидат филологических наук, профессор