Углубление сотрудничества вместо некорректных высказываний

За последнее время автовладельцев Южной Осетии стали беспокоить новости из РСО-А, где тамошнее ГИБДД пытается по-своему справиться с ростом числа дорожно-транспортных происшествий. Недавно на сайте «15-го региона» появилась статья под красноречивым названием: «Начальник ГИБДД Бекузаров рассказал о новых методах борьбы с нарушителями из соседних государств».

Как сообщалось в статье, с 12 августа вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, по которым водитель автомашины с иностранными номерами обязан иметь при себе таможенные документы на транспорт. Если раньше инспекторы ГИБДД не имели права запрашивать эти документы, то теперь они могут это делать. Как далее сообщает издание, вопрос транспорта с иностранными номерами в республике обсуждался не раз. Непростая ситуация на дорогах связана во многом с автомобилями этой категории, в первую очередь это транспортные средства из Южной Осетии и Грузии.

За 7 месяцев 2014 года с участием этих машин было выявлено более 45 тысяч нарушений, произошло 48 аварий, в которых 9 человек погибло, 44 пострадали, составлено более 7 тысяч административных материалов. «На сегодняшний день у нас нет полномочий привлекать их к ответственности. Сейчас появились небольшие продвижения. Если сотрудник выявляет нарушения, он выписывает административное требование, которое должно быть улажено в течение 10 дней. Если этого не произошло, при повторном нарушении материалы направляются в суд», – цитирует издание господина Бекузарова.

«Некоторые граждане осознанно приобретают машины с иностранными номерами, зная, что за нарушением не последует наказание. Найти владельца такого автомобиля бывает непросто. Даже после запроса в ГИБДД Южной Осетии иногда невозможно установить место его проживания, необходимых баз данных там нет.

Сейчас лицо, которое въезжает на территорию России, заполняет таможенную декларацию. Временный ввоз транспорта допускается сроком от 3 месяцев до 1 года. Если эти сроки нарушаются, или право пользования передается другому лицу, то к владельцу машины предъявляются штрафные санкции.

«Нам нужна система, как в соседних государствах. Здесь при выезде за пределы государства человек прямо на таможне должен оплатить имеющиеся у него штрафы. В противном случае в следующий раз его на территорию этого государства уже не пустят. У нас, к сожалению, пока такой схемы нет. Если бы она заработала, тогда 45 000 штрафов, которые сейчас у нас находятся, автоматически поступали на таможенные терминалы, и люди бы понимали, что штрафы придется оплатить», – сказал в завершение своего интервью североосетинскому интернет-изданию Хасан Бекузаров.

Ранее на лентах североосетинских информагентств появились сообщения о том, что в Северной Осетии с 1 июня будут штрафовать водителей тонированных автомобилей с иностранными номерами.

По сообщению пресс-службы МВД РСО-А, в первую очередь штрафы коснутся большого количество автомобилей из Южной Осетии. «Прежде водители из соседней республики въезжали на территорию Северной Осетии в тонированных автомобилях, т.к. на транспорт, ввозимый на территорию РФ на срок не более шести месяцев, не распространяется действие Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Руководствуясь соображениями безопасности граждан на дорогах, руководство североосетинского МВД обратилось в республиканскую прокуратуру, где было принято решение привлекать водителей тонированных авто с иностранными номерами к штрафам на основании нарушения межгосударственных стандартов. Размер штрафа составит 500 рублей», – говорится в сообщении.

Совсем «свежая» информация в том же духе гласит, что на этой неделе сотрудники ГИБДД и североосетинской таможни провели первый рейд после вступивших в силу поправок в ПДД. Сотрудники ГИБДД останавливали транспортные средства с иностранными номерами и проверяли наличие всех необходимых документов, в том числе таможенных. За первые пятнадцать минут работы были остановлены пять машин с нарушениями техрегламента по тонировке. «Иностранные машины у нас на особом учете, так как за первые полгода произошло 68 дорожных происшествий с их участием. Подобные рейды будут проводиться раз в неделю. Но кроме рейдов проверки будут проводиться инспекторами регулярно», – приводит слова и.о. начальника ГИБДД республики Артура Бекоева тот же «15-й регион».

Читая эти сообщения, создается ощущение, что все беды на североосетинских дорогах в первую очередь от югоосетинских водителей. При этом авторы этих статей, умышленно или нет, не приводят статистику по нарушениям, совершенными водителями с номерами «15 региона». В результате вырисовывается не слишком корректная картина. Разумеется, в Южной Осетии хватает своих лихачей, но в какой степени они причастны к нарушениям на дорогах в Северной Осетии – вопрос открытый.

С просьбой прокомментировать сообщения со ссылкой на руководителей североосетинского ГИБДД мы обратились в ГАИ МВД РЮО. Как нам сообщили, при пересечении государственной границы все машины с югоосетинскими номерами получают таможенный ввоз, предоставляемый на 90 суток, то есть на три месяца. Если же владелец ввозит автотранспортное средство на территорию РФ на срок свыше 6 месяцев, то требуется постановка на временный учет в ГИБДД, соответственно. Учитывая, что все водители из Южной Осетии имеют на руках этот документ, выполнять новые правила им не составит труда.

Что же касается утверждений о том, что большую часть нарушений совершают водители на машинах с югоосетинскими номерами, то здесь ситуация отнюдь не столь черно-белая, какой она видится некоторым за хребтом. Дело в том, что более 10 тысяч человек (точная цифра неизвестна) в Северной Осетии имеют югоосетинские паспорта, пользуясь этим, многие из них купили себе автомобили, оформили в Южной Осетии, но разъезжают на них в Северной Осетии. Именно они совершают большую часть правонарушений на дорогах, тем самым создавая впечатление, что в ДТП на дорогах виноваты исключительно жители Южной Осетии. В Северной Осетии, по самым скромным оценкам, от 3 до 5 тысяч машин с «юоровскими» номерами принадлежат жителям РСО-А, имеющих югоосетинские паспорта.

Часть из них получали паспорт, прописавшись где-то в районах Южной Осетии, при этом они вообще не имеют представления, где находится этот район и село, где он прописан. Поэтому, конечно же, запрос на человека, который вообще не проживает в РЮО, не может быть результативным, а его поиск затруднителен. А так по мере возможности югоосетинское ГАИ предоставляет любую информацию своим североосетинским коллегам.

Как подчеркнули в ГАИ РЮО, они сами заинтересованы в получении информации из Северной Осетии, так как к ним часто обращаются югоосетинские водители с просьбой выдать якобы утерянные права. Между тем, многие из них на самом деле были лишены прав за нарушения на территории РСО-А, но ГАИ РЮО не имеет подтверждающих фактов, поэтому не вправе отказать гражданину Республики в получении новых водительских прав. «Если бы у нас была информация о том, что тот или иной гражданин был замечен в Северной Осетии за рулем в нетрезвом состоянии или совершил иное нарушение, мы бы отреагировали соответственно», – отмечают в Госавтоинспекции РЮО. Поэтому ГАИ Республики также заинтересовано в получении оперативной информации о нарушителях из числа граждан республики. Аналогичные проблемы в Южной Осетии существуют с владельцами автомашин с номерами 15-региона, то есть РСО-А. Они систематически нарушают правила дорожного движения, при этом считаясь иностранными автомашинами. В свою очередь югоосетинские службы ограничены в своих возможностях воздействовать на эту категорию водителей, количество которых весьма значительно. Однако, в отличие от ряда своих коллег за хребтом, находясь в том же положении, они не протестуют, ссылаясь по поводу и без, на нарушителей «из других государств». Способ решения общей проблемы они предлагают достаточно действенный – правительства обеих республик должны создать правовое поле для взаимодействия ГИБДД РСО-А и ГАИ МВД РЮО. С этим, по словам представителей ГАИ Республики, согласны и их коллеги в Северной Осетии.

Устойчивое сотрудничество, предполагающее обмен базами данных и другие механизмы, позволит успешнее решать проблемы на дорогах. Что касается предложения североосетинского ГИБДД касательно того, чтобы обязать водителей выплачивать штрафы при пересечении таможенного пункта, югоосетинское ГАИ предлагает ввести подобную норму и на территории РЮО. Правда, как признают в руководстве автоинспекции, ее реализация будет затруднительной, поскольку требует выделения значительных финансовых средств для приобретения и установки соответствующего оборудования как на югоосетинской таможне, так и в офисах ГАИ РЮО.

Наибольшее возмущение водителей в Южной Осетии вызвали введенные штрафы за тонировку автомашин со ссылкой на решения местных региональных властей. Автовладельцы обоснованно ссылаются на федеральные нормы, в частности, на пункты технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации, согласно которым запрет на тонировку не касается автомашин, ввозимых на территорию РФ на срок менее 6 месяцев. Тем более этот запрет нельзя применять к автомашинам, проезжающих транзитом.

С одной стороны, обеспокоенность представителей ГИБДД Северной Осетии понять нетрудно – сводки с дорог республики больше похожи на фронтовые, если исходить из количества погибших и раненых. Но эту проблему, включая нарушения, совершенные жителями РСО-А на автомобилях с номерами РЮО, необходимо решать, вместо некорректных высказываний, создавая соответствующее правовое пространство. А это вновь приводит нас к необходимости более тесной интеграции между двумя частями Осетии, прежде всего, в сфере сотрудничества органов власти на всех уровнях.  

А. ТЕДЕЕВ