/Святой Георгий – покровитель Алании

Святой Георгий – покровитель Алании

Свидетельства покровительства святого Георгия воинам, упоминаемых в исторических документах, подтверждаются современной историей аланского народа, воины которого 23 ноября 1989 года без оружия создали живой щит, об который разбились все вражеские планы. Живой щит в тот день был подкреплен невидимым щитом великомученика Георгия.

Бесстрашие
23 ноября 33 года назад в этот день группа молодых патриотов встала на пути многотысячной толпы грузинских националистов. Сила мужества, бесстрашие перед лицом врага и смерти и, конечно же, помощь свыше решили исход шествия грузинских властей в Южную Осетию.
Символично, что 23 ноября Православная церковь празднует память великомученика Георгия Победоносца. За веру во Христа он был подвергнут мучительным пыткам, одна из которых – жесточайшая и изощренная пытка колесом. Под колесо были уложены доски, с острыми ножами, спицами и крючками. Георгий был привязан к колесу, и когда оно вращалось, острые лезвия вонзались в его тело и рвали его на части. Святой мужественно переносил страдания и молился, пока не потерял сознание. Когда мучители сочли его мертвым, появился ангел и со словами: «Радуйся, верный раб Христов», возложил руку на Георгия, отчего тот совершенно исцелился и встал перед мучителями невредимый. Свидетели этого и других чудес, явленных во время мучений святого, начинали верить во Христа, вслед за Георгием. Традиция чтить память колесования великомученика основана святой равноапостольной Ниной в IV веке.
Не менее символично и то, что начало аланского движения за свободу и независимость началось с места, над которым возвышается Згъудерский храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Цхинвальцы не раз стали очевидцами помощи, исходящей от этого святого места. Именно с восточной стороны вражеские силы не смогли войти в город. Возможно, это становилось одним из главных факторов, решавших исход войн.

Легенда о Святом Георгии
Святой Великомученик Георгий Победоносец, один из самых чтимых святых христианского мира. Легенда о святом Георгии повествует о юном военном трибуне, открыто признавшем себя христианином во времена гонений за веру эпохи Диоклетиана. Консул Магнеций и сам император пытаются убедить святого Георгия одуматься, когда же тот остается крепок в вере, приказывают заточить праведника, загнав его копьями в тюрьму. Но оружие не вредит святому, металл гнется подобно олову. Ни колесо, ни мечи, ни ров с негашеной известью, ни орудия пыток не губят христианина. Его палачи – преторы Анато-лий и Протолеон и императрица Александра уверовали во Христа, за что были казнены. По совету Магнеция маг Афа-насий дважды безуспешно пытается отравить святого Георгия, которому удается воскресить и обратить в веру давно умершего (в противовес языческим кудесникам). Заключенный в тюрьму праведник исцеляет больных, одним словом, ему удается излечить и вола пахаря. В темнице к святому является Христос, ободряя его. Диоклетиан призывает узника принять участие в жертвоприношении идолам, тот соглашается, о чем возвещают во всей империи. Но, войдя в храм, святой Георгий заставляет Аполлона открыто объявить, что он не бог, после чего все статуи рушатся на землю. Приверженцы языческих культов в ярости требуют казни святого, которому отсекают голову после молитвы о прощении палачей.

Дань уважения святыне
Особое почитание Св. Георгия мы наблюдаем у алан. Шоанинский храм, один из самых древних в России, построенный в центре Аланской митрополии в конце X начале XI века, назван в честь Св. Георгия. С древних времен жители села Коста Хетагурова (бывшего Георгиевско-Осетинского) ежегодно собираются у Шоанинского храма, чтобы отдать дань уважения древней христианской святыне. На севере Алании главный соборный храм назван в честь святого Георгия. На юге одни из самых почитаемых храмов в селении Джер, возвышенности над городом Згъудер и в черте Сырх Дзуар названы в честь святого Георгия.
По мнению ученых-осети-новедов, на аланском языке имя святого Георгия звучит как Уастырджи. В частности, доктор исторических наук Алан Чочиев в книге «Очерки истории социальной культуры осетин», пишет следующее: «Уас-Стыр-Джи (компонент – джи является результатом адаптации в осетинском имени св. Георгия, по-осетински Джиуæрджи, в речевом обращении Уас-стыр-Джиуæрджи сократилось до Уас-стыр-джи (букв. – «Великий воин Георгий», эквивалент Георгия Победонсца). У западных осетин (дигорцев) в теониме Великого Воина отсутствует стыр – «великий»: Уас-Герги».
Иуане БЕКОЙТИ