С понедельника, 14 апреля, началась последняя неделя Великого Поста. Священники призвали граждан, которые еще не успели убрать могилы родных и близких, провести эти работы до среды, 16 апреля. Со Страстного (Чистого) Четверга, 17 апреля, до Антипасхи, Фоминого Воскресения – Бæлдæрæнтæ, 27 апреля по церковному канону – нерабочие дни.
Страстная седмица (неделя) – это последняя неделя перед Пасхой, которая включает в себя семь дней, каждый из которых имеет особое значение и символику. Эта неделя посвящена последним дням жизни Иисуса Христа, его страданиям, смерти и воскресению.
Как отметил священник, эта неделя в церковном календаре именуется Страстной седмицей – временем, когда вспоминают последние дни земной жизни Спасителя. В этот период священники призывают православных верующих быть особенно сдержанными, больше времени уделять молитве и избегать конфликтов.
«Пост должен проходить в состоянии душевного спокойствия и умиротворения. Ограничение в еде не должно сопровождаться агрессией, руганью, проклятиями и другими страшными грехами. Главное – это духовное очищение», – подчеркнул отец Симон.
Великий понедельник начинается с двух важных тем: это рассказ о проклятой смоковнице и история праведника Иосифа.
Великий вторник не связан с конкретными событиями последних дней земной жизни Христа. В этот день верующие сосредотачиваются на двух важных притчах, которые Иисус рассказал в Иерусалиме: о талантах и о десяти девах.
В Великую среду вспоминают два важных события. Первое – грешная женщина омыла слезами и помазала драгоценным миром ноги Христа в доме Симона-прокажённого. Ученики осудили её, но только Иисус оценил её поступок, объяснив, что она таким образом подготовила его к погребению. Второе – Иуда с мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а потом решил продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
В Великий четверг вспоминаются Тайная вечеря, где было установлено таинство Причастия, и то, как Иисус умыл ноги своим ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, а также молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день верующие стремятся причаститься.
Великая пятница посвящена крестным страданиям и смерти Христа. В храме совершается вынос плащаницы – изображения Христа во гробе. Её выносят из алтаря и кладут в центре храма. Верующие поклоняются ей и целуют изображение ран Христа. Плащаница остаётся в храме до пасхальной ночи, напоминая о пребывании Христа во гробе.
В Великую субботу вспоминают погребение Христа, его сошествие в ад, спасение душ, ждавших его пришествия, введение благоразумного разбойника в рай.
Страстная седмица – это время глубокого покаяния, молитвы и размышлений о страданиях и жертве Иисуса Христа. В это время многие верующие строго постятся, посещают службы, молятся, чтобы достойно встретить Пасху.
«ОСАННА В ВЫШНИХ»!
В Южной Осетии отметили один из двунадесятых праздников православной церкви – Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, которое предшествует Пасхе. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вошел в Иерусалим, и народ приветствовал его как мессию, бросая на дорогу пальмовые ветви. Это событие дало название празднику в западноевропейских странах – Пальмовое воскресенье.
В Южной Осетии и некоторых других православных регионах вместо пальмы используют вербу, что объясняет название праздника. Верующие освящают вербные ветви и хранят их как символ этого знаменательного дня. Смысл Вербного воскресенья заключается в том, чтобы напомнить православным христианам о важности веры и преданности Богу, а также о значении смирения и любви к ближнему. Этот день знаменует начало Страстной недели, которая завершится Пасхой – главным христианским праздником.
В храмах Южной Осетии прошли торжественные литургии, посвященные празднику. В 9 часов утра в храме Рождества Пресвятой Богородицы собрались прихожане, православные христиане, а также те, кто хотел забрать освященные вербы.
Церковь не смогла вместить всех желающих, многие стояли на улице у храма, чтобы в этот праздничный день помолиться за себя, своих близких и свой народ. Отец Симон поздравил всех православных христиан с праздником и рассказал об истории Входа Господня в Иерусалим.
«В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. В этот день люди, приветствуя Бога, связывали зелёные ветви и клали их перед ним, признавая в Нем Царя Вселенной и почитая Его. Жители Южной Осетии всегда верили в Бога, и мы, священники, каждый раз молимся за благополучие всего народа Республики, независимо от его национальности.
Народ Южной Осетии славится своим гостеприимством, и мы всегда рады приветствовать с миром всех, кто приходит к нам с добрыми намерениями. Это древний христианский обычай, который берёт своё начало в истории, когда Господь пришёл в Иерусалим с миром, и люди приветствовали его как Царя», – отметил священник.
После завершения праздничной литургии священнослужители, прихожане, горожане совершили Крестный ход вокруг храма. Далее священники провели чин освящения святой водой ветвей вербы. Освященная ветвь вербы символизирует начало новой жизни, победу жизни над смертью – Воскресение Господне.
Для православной христианки Анны Вербное воскресенье – это особенный день, который символизирует вход Иисуса Христа в Иерусалим и признание его как мессии. «В этот день мы вспоминаем, как люди приветствовали Христа, размахивая пальмовыми ветвями, а у нас, в православной традиции – веточками вербы.
Вербное воскресенье – это время очищения мыслей и подготовки к Страстной неделе. Этот день напоминает о смирении, вере и любви. Я стараюсь провести его в храме, участвовать в богослужении и молиться. Освященные вербные ветви становятся для меня символом благословения и защиты. Этот праздник вдохновляет меня на размышления о духовных ценностях и стремление к лучшему в себе», – говорит она.
КРАСОТА И ДУХОВНОСТЬ
Перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы раскинулась настоящая ярмарка. Продавцы подошли к оформлению веток вербы очень ответственно. Ветки вербы были красиво оформлены, украсили их разными лентами, бантами, цветами и игрушками. Они стали символом весны и пробуждения природы.
Эти веточки не только символизируют весну и обновление, но и становятся настоящим украшением благодаря тщательному и творческому подходу. Каждый подошел к процессу очень творчески, уделил внимание деталям. Это придало веткам вербы особую торжественность и красоту. Каждый элемент оформления был наполнен смыслом и символикой, что подчёркивал важность этого религиозного праздника.
С помощью природных материалов и творческого подхода продавцы создали нечто большее, чем просто букет, сформировали своеобразный символ, который объединяет людей в общем праздновании. Хотя для многих важнее не то, как оформлены ветки, а их духовное значение.
А. ДЖИОТЫ