Страхование – стратегический сегмент экономики

В настоящее время происходящие в Республике Южная Осетия преобразования экономики и управленческой структуры обостряют многие проблемы. В нашем обществе продолжается расслоение по уровню жизни, обостряются многие социальные проблемы. И все это на фоне враждебного отношения со стороны южного соседа – Грузии.

Сегодня государство не обладает возможностями оставаться единственным субъектом, который определяет как, кого и в какой степени социально поддержать, более того, оно теряет свои позиции в рыночных условиях как центрального регулятора в сфере социально-трудовых отношений и как их гарант. Это происходит во всех странах СНГ.

Социальная нестабильность в нашем обществе и поиск новых идей, которые бы способствовали экономическим преобразованиям в югоосетинском обществе, подвели нас, желаем мы этого или нет, к разработке программ социальной поддержки, проведению социально-компенсирующих мероприятий в республике, в ходе которых в одинаковой степени учитывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции. И в этих условиях наиболее эффективной формой специфической социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование, к сожалению, ничего лучшего заменяющего ее в мире не придумано.

Развитие страхового рынка, сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет создавать надежные системы социальной защиты имущественных интересов граждан, организаций и предприятий, которые должны стать необходимым сегментом в свете происходящих экономических, социальных и политических преобразований в Республике Южная Осетия.

Нынешняя система страхования Республики Южная Осетия, хотя методологически готова к проведению многих видов страхования, которые бы способствовали решению определенных имеющихся проблем, к сожалению, не получает необходимой поддержки.

Для примера можно привести работу страховой компании «Абхазгосстрах» Республики Абхазия, с которой мы одновременно начали работу в 2008 году. «Абхаз-госстрах» Республики Абхазия в настоящее время на своем расчетном счете имеет большие суммы денег. И страховая компания «Югоосетгосстрах» РЮО была бы в таком состоянии, если бы к ней бытовало такое же отношение. Прежде всего в части выполнения решения Правительства и Указа Президента РЮО о старейшей республиканской страховой организации в отношении формирования Уставного Фонда.

При нормальной работе республиканской страховой организации в ней было бы трудоустроено около 82 человек. Это неплохое подспорье для безработных в РЮО.

Офис страховой компании «Югоосетгосстрах» РЮО (которой исполнилось 94 года) находится в аварийном состоянии, а сотрудники работают в невероятно трудных условиях. Наши неоднократные обращения в Правительство РЮО о том, чтобы за нами оставили наши помещения в Доме Правительства, остались без всякого реагирования.

Тогда как в наших условиях при полной отмобилизованной нормативно-правовой базы страхования республики, для увеличения спроса на страховые услуги противоестественно отсутствует стимул для расширения страховой защиты, как для юридических, так и для физических лиц. Что касается введения обязательных видов страхования, то зарубежная практика свидетельствует об активном использовании такой формы страхования, однако это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Мы не относимся ни к первым, ни ко вторым. В Республике Южная Осетия требуется расширение обязательных видов страхования. Говоря же откровенно, наше родное государство, начиная с 2006 года, не смогло сформировать уставной фонд собственной страховой компании с государственным участием в уставном капитале согласно решению Правительства и Указа Президента РЮО.

Наблюдается дефицит квалифицированных страховых кадров для осуществления реальной страховой, консалтинговой деятельности, экспертиз актуарных расчетов и т.д. И все это из-за незавидного материального состояния нашей страховой компании.

Существует проблема налаживания отношений между потенциальным страхователем и страховой компанией, необходимы пропаганда и реклама страхования как альтернативного и современного способа минимизации рисков и защиты имущественных интересов страхователей.

Цена страховой услуги должна соответствовать возможностям той группы страхователей, для которых она предназначена, т.е. необходим дифференцированный подход для формирования страховых тарифов, например, использование пониженных и повышенных коэффициентов, учитывая уровень доходов населения в различных районах Республики, общее состояние экономики и уровень инфляции.

Недостаточно развито страхование предпринимательских рисков, напрямую влияющих на повышение инвестиционной привлекательности республики. В течение многих лет мы не смогли убедить тех, кого оно касается в таких простых элементарных вещах; нет стройной системы страхования, нет и инвестиций, нет и внутреннего заимствования. А ведь жизнь красноречиво доказала нашу правоту.

Нет в республике и эффективного взаимодействия страховой компании с силовыми структурами, на которые возложен контроль и исполнение законов страхования.

Возможно, руководители силовых структур этим выражают свое недовольство, ибо они многократно ставили вопрос о страховании личного состава от несчастных случаев, как в других зарубежных государствах. Но страховая компания не может удовлетворить их просьбы из-за отсутствия у Страховой компании достаточных материальных ресурсов. В настоящее время работники наших силовых структур не застрахованы от несчастных случаев, а при наступлении страхового случая, пострадавший остается один на один со своей бедой или же приходится искать какие-то иные, не совсем законные пути помощи для пострадавших.

Правление «Югоосетгосстрах» РЮО в настоящее время ведет переговоры с двумя российскими страховыми компаниями и скоро в Южной Осетии будут на законных основаниях реализовываться российские страховые полисы, а в Российской Федерации (Северная Осетия – Алания) будут реализовываться страховые полисы Республики Южная Осетия. В перспективе страховая компания собирается сотрудничать с большим количеством страховых компаний РФ.

Для получения полной информации по интересующим вопросам рекомендуем прочитать «Соглашение между Правительством Республики Южная Осетия и Правительством Российской Федерации о международном автомобильном сообщении» от 24 октября 2012 года, «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РЮО и РФ» от 17 сентября 2008 года, закон РЮО «Об обществах ограниченной ответственности» и закона РЮО «Об открытых акционерных обществах».

В соответствии с законодательством РЮО о страховании, если есть какие-нибудь недопонимания между страхователем и контролирующим органом на автомобильной дороге, то для оперативного решения вопроса надо в первую очередь обращаться в страховую компанию, в соответствии с существующим законодательством РЮО. И если наше решение или ответ не удовлетворят страхователя, то, согласно закону «О страховании» РЮО, вопросы решаются в судебном порядке, не надо тревожить различные инстанции.

О страховании в республике можно говорить и говорить, но ограничимся констатацией того, что в сфере формирования и развития страховых отношений в регионе сконцентрирован большой круг задач, решение которых возможно при условии экономического стимулирования, рекламного воздействия и методического руководства и помощи государства, а это, как известно, от страховой компании уже не зависит.

Ф. БИТИЕВ, генеральный директор ОАО СК «Югоосетгосстрах»