Путь писателя

Исполнилось 85 лет со дня рождения Мелитона Габулова

Почти все писатели в начале своей литературной деятельности начинают с поэзии, а потом переходят в другие жанры. Первые литературные пробы осетинский писатель Мелитон Габулов начал тоже с поэзии. В 1954 году он выпустил поэтический сборник «В водовороте жизни» («Царды гуылфæнты»), который одобрили литературная критика и любители поэзии. Но молодой писатель потом перешел в прозу. И уже в этом жанре полностью раскрылся талант писателя.

Мелитон Александрович Габулов родился 11 сентября 1928 г. в селе Мугут Знаурского района Южной Осетии в семье крестьянина. 

"ГАБУЛТЫ

Начальную школу Мелитон Габулов окончил в родном селе в 1941 г., учебу продолжил в соседнем селе Аунеу. После школы, в послевоенные голодные, трудные годы начал учиться в Цхинвальском педагогическом училище, который окончил успешно.

Уже с четвертого класса Мелитон Александрович начал писать, но первые публикации в прессе появились во время его учебы в педтехникуме. Он решил получить серьезное литературное образование. С 1948 по 1952 год учился на факультете осетинского языка и литературы в Юго-Осетинском государственном педагогическом институте.

Во время учебы в институте он работал диктором в редакции областного радио. Активно печатались его первые литературные произведения на страницах областной газеты «Коммунист» и журнала «Фидиуæг». Его имя не было чуждым югоосетинской литературной и научной интеллигенции, его произведения легко находили дорогу к сердцам читателей. После окончания вуза М.Габулов начал работать младшим научным работником в отделе осетинского языка и литературы в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте.

Вскоре он становится членом Союза писателей и членом Союза журналистов СССР, что в то время надо было заслужить талантом и неустанным трудом.

Молодого писателя, переживавшего период исканий, больше привлекала периодическая печать, чем сухая, скучная научная литература. В периодической печати с его стихами одновременно появлялись и его остросюжетные прозаические произведения. Вскоре он перешел в редакцию газеты «Советон Ирыстон», где занимал разные должности. Через какое-то время его перевели в редакцию Юго-Осетинского радио, где он долгое время работал главным редактором. А в 1982 году Мелитона Александровича перевели директором государственного книжного издательства «Ирыстон», где он проработал до конца своей жизни. Талантливый писатель и журналист, он в разгаре своей творческой деятельности скончался от сердечного приступа 13 мая 1992 года во время сильного артиллерийского обстрела города Цхинвал.

Первые стихотворения, научные пробы в средствах массовой информации и в редакции журнала «Фидиуæг» Мелитона Габулова были востребованы и восхвалены. Это вдохновляло молодого писателя и побуждало к литературному и научному творчеству. Он мог сидеть и работать в любое время суток и в любых условиях. Он мечтал показать в своих произведениях жизнь со всеми ее иллюзиями и с ее красотой, что порой не по зубам и маститым мастерам художественного слова. Но это не смущало молодого человека. Он знал одно – труд не пропадет.

В своем поэтическом сборнике «В водовороте жизни» молодой поэт создает яркие картины осетинского села с его радостями и невзгодами, с его прекрасными пейзажами. Воспевает труд крестьянина, его заботу о хлебе насущном.

Среди разнообразных поэтических методов в его творчестве ярко высвечивается афористическое стремление поэта к слогу. В его книге самый популярный афоризм нашел место в стихотворении «Мой радостный день, надежда моей жизни, Ирыстон…» («Мæ райгæ бон, мæ царды ныфс, Ирыстон»):

Æнæ Къоста нæ уыдаид Ирыстон,

Æнæ Ир та нæ уыдаид Къоста.

 

Без Коста не было бы Ирыстона,

Без Ира не было бы Коста.

(Подстрочный перевод.)

Коста многие называли и называют ангелом, Всемогущим, Богом осетин, светочем народа… Васо Абаев тонко и метко заметил: «Любой народ, чтобы встать с достоинством в ряду других народов, нуждается в том, чтобы иметь людей, которые могли бы быть его национальным символом. До Коста у осетин не было такого человека-символа». И до Васо эту мысль, как видим, выразил Мелитон Габулов. Вот почему до сих пор многие публицисты, литературные критики и даже поэты этот афоризм повторяют слово в слово. Настоящую славу, как мы знаем, приобретают только «первопроходцы».

Все это вспоминаем только потому, что у Мелитона Габулова в жанре поэзии дела, можно сказать, шли неплохо. Но он перешел в другой жанр – в прозу. И не зря. Он стал замечательным прозаиком. И известность он получил благодаря не своей поэзии, а прозаическим произведениям – рассказам, повестям, романам. Первой его книгой в этом жанре был сборник рассказов «Любовь и ненависть» («Уарзт æмæ фыдæх», 1957). В периодической печати книга литературной критикой была встречена тепло. Автор открыто говорил о возможных путях освобождения советского человека от негативных привычек, унижающего его достоинство, о его моральных качествах. Но высоко поднимал духовные качества, хорошие черты своих положительных героев.

В своей, относительно недолгой жизни Мелитон Александрович сумел создать десятки ярких произведений, сотни образов, особенно в жанре прозы. Его произведения полюбил осетинский читатель. И писатель работал неустанно, внес свою лепту в развитие осетинской художественной литературы.

В осетинскую литературу детективный жанр впервые внес Мелитон Габулов. Его повести «Две встречи» («Дыууæ фембæлды», 1960) и «Быстрая речка до моря не дошла» («Тагъд дон фурды не ‘ййафы», 1963) являются первыми детективными произведениями в осетинской литературе. Они открыли путь многим другим произведениям некоторых осетинских авторов.

В первой повести автор постарался раскрыть аморальное лицо таких негодяев, которые мешают жить простому, честному труженику. С помощью художественного слова он смог нарисовать жизнь общества, где должны жить честные люди, поддерживая друг друга.

Композиция второй повести «Быстрая вода до моря не дошла» построена на основе острых ситуаций. Автор, раскрывая   убийство молодой девушки Тамары, смог показать трудную, но достойную работу правоохранительных органов.

К этому жанру в тогдашнем нашем социалистическом обществе предъявлялись не низкие требования – используя специфику жанра, надо было способствовать формированию социалистического образа жизни и мышления, воспитывать художественный вкус строителя нового общества, строителя коммунизма, как мы тогда полагали. Да и ценить живую, насыщенную любовью жизнь всегда будет первой ценностью во всем мире. И Мелитон Габулов всегда стремился к этому, и в своей творческой работе не побоялся трудностей.

Он издал немало книг и в других жанрах. Является автором многих рассказов, повестей, также создал романы «У лжи ноги коротки» («Гæдыйы къах цыбыр у»), «Написанное твоей кровью» («Дæ тугæй фыст»), «Отшельник» («Цардиппæрд»). Его герои, как и сюжеты, конфликты, ситуации в произведениях – земные. Писатель сталкивался с ними в повседневной жизни, ежедневно встречался с прототипами своих героев. Это ему помогало создавать образы современников.

Из произведений Мелитона Александровича самым популярным является его роман «Написанное твоей кровью». Там один из главных героев романа Будзи рассказывает историю своих предков, и с помощью этого остросюжетного, удивительного рассказа читатели узнают о жизни Осетии последних столетий.

По мнению известного осетинского поэта, переводчика и литературного критика Георгия Бестауты, этот роман от других произведений писателя отличается широтой охвата жизни, по объему и по манере описания повествования.

По мнению другого известного поэта и литературоведа Хаджи-Умара Алборты, роман «Написанное твоей кровью» нельзя спутать с другими произведениями осетинской литературы. Мелитон Габулов поднялся на вершину своего литературного олимпа, и осетинская литература, и осетинский читатель от него ждал много других, высокохудожественных произведений.

Его рационалистический характер мышления проявился в создании сюжетной линии и образов произведения. Писатель создает целый мир из воспроизведенной им истории. Этот мир интересен не только лично ему, но и современному читателю. А это, несомненно, говорит о его творческих возможностях как писателя.

В своих произведениях писатель основное внимание уделял морально-этическим вопросам, воспитанию подрастающего поколения. Некоторые из них по праву стали хрестоматийными.

Многие произведения были переведены на русский, белорусский, абхазский, армянский и некоторые другие языки народов бывшего Советского Союза.

В истории осетинской литературы Мелитон Габулов известен и как талантливый переводчик произведений писателей братских народов на осетинский язык.

Мелитон Габулов был полон сил, у него было много творческих планов. Осетинский читатель ждал от него еще других, разнообразных, талантливых произведений, но вероломное, наглое нападение Грузии на юг Осетии прервало его жизнь.

У Мелитона Александровича Габулова в истории осетинской художественной литературы был свой творческий путь и над ним всегда будет светить его звезда.

Мелитон КАЗИТЫ