Что нужно улучшать в цхинвальских магазинах и ресторанах?
Культура обслуживания – одна из составляющих успешного бизнеса. Чистота, порядочность и приветливость персонала вкупе с качеством продуктов и доступными ценами являются главным фактором привлечения клиентов.
В Южной Осетии количество объектов в сфере торговли и услуг растет с каждым годом, но способствует ли усиливающаяся конкуренция повышению уровня сервиса?
На эту тему газета «Южная Осетия» провела блиц-опрос среди жителей Цхинвала. Респонденты отметили имеющиеся недостатки и выразили пожелания по улучшению качества услуг.
А. Кочиева, госслужащая: – Не могу сказать, что у нас все плохо, но есть над чем работать. Раздражительность продавца – явление нередкое. Понимаю, люди за прилавком весь день на ногах, еще и покупатели часто попадаются занудные. Тем не менее, следует вежливо отвечать на вопросы. Уважительным обращением можно расположить к себе даже самого привередливого клиента.
Нужно улучшать обслуживание и в сфере пассажирских перевозок. Вызываешь такси, а подъезжает машина неопрятного вида с неухоженным и дурно пахнущим салоном. Садиться в такой автомобиль не хочется. Клиент платит деньги и нужно обеспечить ему комфортную поездку.
Вообще, качество сервиса в сфере торговли и услуг отражает общий уровень культуры населения. Сейчас оно где-то среднее. Конечно, хочется больше взаимоуважения, интеллигентности, но нельзя оставлять без внимания тот факт, что республика много лет находилась в условиях военного положения. Нынешнее поколение пережило длительный стресс. Это негативно отразилось на всех сферах жизни, в том числе на образовании, которое играет важную роль в социализации личности.
А. Кумаритов, разнорабочий: – Не считаю, что в Москве и Владикавказе уровень сервиса высокий, но лучше, чем в Цхинвале. Хотя и здесь за последние годы, как мне кажется, наблюдаются положительные перемены, появились супермаркеты, солидные рестораны. В целом обслуживание неплохое, но хотелось бы больше позитива, улыбок на лицах обслуживающего персонала. Порой официантки во время свадеб или других торжеств ведут себя как роботы, ноль эмоций, а продавщицы в магазинах отпускают товар с таким хмурым видом, будто в долг его берешь.
Н. Алборова, работник культуры: – В канун Нового года покупала мясо в одном специализированном городском магазине. Продавец, разрезав кусок говядины, со всей силой шмякнул его на весы и сразу рассчитал стоимость, не дав стрелке весов вернуться в положение равновесия. В тот день такие манипуляции он проводил с каждым покупателем. Очевидно, делал это специально, потому что в момент удара весы показывают неверный результат, он бывает больше действительного. Я почувствовала себя обманутой, меня и других покупателей явно обвесили, но не стала делать замечание продавцу во избежание конфликта. Не хотелось портить себе предновогоднее настроение, хотя осадок остался. Больше не стану покупать мясо в этом магазине.
А. Санакоева, студентка: – С подругами любим шоппинг, в свободное время «мониторим» городские бутики одежды. Многое покупаю в интернете на онлайн-площадках, но и в обычных цхинвальских магазинах можно найти немало интересного. Есть возможность хорошо рассмотреть понравившуюся вещь, примерить на месте. Во многих бутиках продавщицы приветливы, однако иногда попадаются угрюмые типажи. Если ничего у них не купишь, то могут скорчить такую злобную гримасу, что в другой раз заходить к ним не захочется. Был эпизод: выходя из магазина без покупки, владелица вслед нам сердито развела руками и пробурчала обидные слова: «Шастают туда-сюда… Будто не в магазин, а в музей приходят на экскурсию».
Продавец должен вежливо демонстрировать товар, консультировать посетителя. Не нужно делать недовольный вид, если тот ничего не берет. Благожелательное отношение к клиенту запоминается, и ему обязательно захочется снова прийти в этот магазин и что-нибудь купить.
И. Тедеев, государственный служащий: – Не будем греха таить, качество обслуживания в цхинвальских торговых сетях оставляет желать лучшего. В одном известном в городе супермаркете была ситуация, когда кассирша отошла от места и с кем-то долго разговаривала. В это время у кассы собралась очередь из пяти-шести человек, все ее ждут. Я не вытерпел, вернул на полки взятые продукты и вышел из магазина. Все необходимое приобрел в другом месте. Пренебрежительность продавцов чувствуется во многих других моментах, этим самым они вредят своим работодателям – владельцам магазинов, потому что такие объекты покупателю хочется обходить стороной.
Совсем другое отношение встречается в овощных ларьках азербайджанцев. Они внимательны к клиентам, не грубят.
М. Джиоева, домохозяйка: – Претензий немало. В некоторых продуктовых магазинах товар расставляется небрежно. Например, хлебные полки располагаются в доступном для покупателей месте и каждый сам может выбирать себе хлеб. Это неправильно, поскольку люди перебирают буханки голыми руками. А если человек болен какой-нибудь заразой? Она может таким путем распространяться.
Где-то отдел бытовой химии близко «соседствует» с продуктами питания. Кондитерские выпечки, пирожки выкладываются на передние витрины без защитной пленки. На товар могут садиться мухи, пыль или попадать опасные микробы со слюной людей во время чихания, разговоров с продавцами. Иногда хочется купить булочку или пирожок, но именно по этой причине отказываю себе в этом. Подобная картина наблюдается и в объектах «готовой кухни». Пусть раскладывают пирожные и другие готовые изделия в закрытых стеклянных витринах или накрывают их прозрачной пленкой.
Д. Габараева, работник образования: – В отличие от магазинов, в салонах красоты обслуживание в целом на должном уровне, так как конкуренция высокая. Правда, иногда чувствуешь себя неловко, когда мастера в присутствии посетителя обсуждают других клиентов.
Порой не хватает внимания к деталям: например, не все могут учесть индивидуальные пожелания клиента или не всегда аккуратно работают. Иногда у специалиста по маникюру может не оказаться в наличии лака нужного цвета, приходится выбирать из того, что есть. А так обычно в салонах чисто, комфортно.
И. Гагиева, пенсионерка: – В продуктовых магазинах нашего города полно просроченного товара, но на это закрывают глаза. Читала в газете, что контролирующие органы имеют право проводить проверку одного объекта только раз в год, да и то обязаны за три дня уведомить о своем визите его владельца. Конечно, предприниматель успеет за это время убрать с прилавков «просрочку», а после ухода контролеров опять выставит испорченный товар. Непонятно, зачем принимать такие нелепые законы, какой смысл?
Нам говорят, что на основании жалобы потребителя Комитет Юго-Осетпотребнадзора может провести внеплановую проверку магазина. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Цхинвал – город небольшой, зачастую продавец является соседом или просто знакомым человеком и не всегда бывает желание «доносить» на него, устраивать разборки.
Нужно принимать законы, подходящие нашему менталитету. Позволить сотрудникам контролирующих органов чаще проводить проверки торговых точек, следить за качеством, условиями хранения товара и т.д. Разумеется, и покупатели должны обращать на все это внимание, но мне часто сложно на месте прочитать этикетку о составе и сроке годности продукта из-за мелкой и неразборчивой надписи.
А. БАГАЕВ