Поминальный обряд – Зæрдæвæрæн

В четверг шестой недели после Пасхи (Куадзæн) повсеместно в Северной и Южной Осетии отмечался «Зæрдæвæрæн». Ежегодно в календарях этот поминальный день отмечается именно в это время. Поэтому в этом году «Зæрдæвæрæн» приходится на 9 июня. Часто в календарях бывают расхождения по некоторым праздникам, как, например, с блинными поминками «Лаузгæнæн», при этом этот день отсчитывается по лунному календарю, в то время как «Зæрдæвæрæн» всегда приходится на сороковой день после Пасхи. Обычно это май, но в этом году Пасха по времени запоздала, поэтому «Зæрдæвæрæн» перешёл на июнь.

В этом году с этим поминальным обрядом произошла очередная, но в этот раз существенная путаница. В Северной Осетии этот день отметили 26 мая, возможно, приняв за основу указание этнографа Цгоева Х.Ф., автора ряда работ, особенно «Æгъдау – царды мидис», которое было изложено в газете «Рæстдзинад».

В то же время сам автор в изданном им в 2005 г. словаре осетинской мифологии и быта «Арвы дуар» (Врата небесные) пишет: «Куадзæн (Комуадзæн) ссис чырыстон дины Чырыстиы райгасы бон… Умæй дыууиссæдз боны куы рацæуы, уæд та вæййы Зæрдæвæрæн. Алы хатт дар цыппæрæмы» – «Пасха-Куадзæн в христианстве стало днем воскресенья Христа… Через сорок дней от Пасхи бывает «Зæрдæвæрæн». Всегда в четверг».

После этих слов, при всём моём уважении к автору этих строк, хочу обратить внимание тех, кто занимается обычаями и традициями, с просьбой бережнее относиться к народу, ведь многие поверили уважаемому Х.Цгоеву и справили в Северной Осетии «Зæрдæвæрæн» именно 26 мая.

В «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» В.И. Абаева лексема «Зæрдæвæрæн» определяется как «один из поминальных дней, приуроченный к христианскому празднику Вознесения».

Л.А. Чибиров видит корни рассматриваемого поминального обряда в православии с сохранением отдельных языческих элементов: «В четверг шестой недели после Пасхи (Куадзæн) повсеместно в Южной и Северной Осетии (за исключением мусульман) отмечался «Зæрдæвæрæн». Праздник соответствует христианскому Вознесению Господня и укоренился у осетин как день поминовения усопших. В этот день принято очищать, приводить в порядок могилы недавно умерших, обкладывать их дёрном.

Поминальный обряд «Зæрдæвæрæн» справляется в память исключительно тех усопших, которые умерли в течение календарного года – «ног мæрдтæ».

Один из первых этнографов-осетин А. Кануков в статье «Годовые праздники у осетин» пишет: «В день «Вознесения Господня» празднуется «Зæрдæвæрæн», – установление (успокоение) сердца. Праздник этот, как объявляют, посвящается мёртвым…

В осетинских текстах чаще встречается слово уæрыкк, означающее «барашек, ягнёнок», т.е. в обряде «Зæрдæвæрæн» в жертву приносился обязательно ягнёнок. «Прежде всего, – отмечает Л.А.Чибиров, – ягнёнок считался необходимой жертвой. Заклание животных – тугуадзын (букв. «пускание крови») – было обязательным элементом погребальной обрядности, считалось, что душа принесённого в жертву животного будет сопровождать душу покойного в загробный мир».

У ряда народов Средней Азии выявлены представления, что зарезанный для поминок баран помогает душе перейти через мост в царство мёртвых. Таджики считали, что если человек при жизни зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран перевезёт его на себе через мост, ведущий в рай.

В замечательной работе М.В. Дарчиевой «Вербальный код осетинского обрядового текста» (2012г) отдельная глава посвящается ритуалу и тексту поминального обряда Зæрдæвæрæн. «Обряд Зæрдæвæрæн, – пишет она, – в настоящее время справляется в Осетии в семьях, потерявших кого-либо из родных в течение календарного года. Обряд строится вокруг двух центральных обрядовых действий – заклания жертвенного животного и… также обкладывания могилы дёрном». Автором привлечены научные, литературные, фольклорные данные, а самое главное – богатый полевой материал.

Разночтение в сроках и, порой, даже в содержании традиционных обрядов приводит к путанице в сознании и действиях людей. Поэтому чаще надо обращаться по вопросам традиций и обрядов к специалистам по традиционной культуре и верованиям как Юга, так и Севера Осетии.

А.Кокоева, кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ