Положение осетин в Грузии – новый приоритет для сопредседателей Женевских дискуссий

Недавно в Южную Осетию в рамках подготовки к очередному раунду Женевских дискуссий приехали сопредседатели данного международного формата. Иностранные гости обсудили с руководством республики текущую политическую ситуацию в регионе, обменялись мнениями по важным вопросам и обозначили приоритеты повестки дня Женевского формата. На второй день пребывания в Южной Осетии сопредседатели посетили Ленингорский район республики.

Это не первый вояж сопредседателей в Ленингорский район. Европейские дипломаты посещают район ежегодно практически с начала женевского диалога. Единственная цель посещения района – повышенная забота о грузинском населении, живущем на два государства с двумя паспортами.

Эту цель сопредседатели дискуссий даже не скрывают. В ноябре 2012 года сопредседатель дискуссий от ОБСЕ украинец Андрей Дешица после поездки в район заявил: «Один из элементов, которых мы тщательно исследуем – вопрос свободы передвижения. В Ленингорском районе много людей грузинского происхождения, есть большое количество перемещенных лиц, некоторые из них часто пересекают административную линию. Поэтому Ленингорский район представляет огромный интерес для нас и мы стараемся посетить его каждый год». Одновременно он признал позитивные перемены в районе, в плане улучшения социально-экономической ситуации.

«Мы увидели, что восстанавливаются и строятся объекты культуры, образования. Одним словом, делается все для возобновления нормальной жизни населения», – подчеркнул он.

В 2013 г. сопредседатель Женевских дискуссий от Евросоюза Филипп Лефор тоже отметил, что сопредседатели довольны визитом в район. И такие признания об успехах в районе сопредседатели делают ежегодно.

В ходе последнего визита в район сопредседателей дискуссий интересовало практически все – правила пересечения границы с Грузией, вопросы взаимоотношения руководства райадминистрации с грузинским населением и трудоустройство, свобода общения на грузинском языке и другие аспекты жизни жителей грузинской национальности.

Повторимся, сопредседатели не маскируют истинных целей турне. Их интересует положение и условия жизни лиц грузинской национальности. К сожалению для них, они не могут найти зацепок для обвинения Южной Осетии в нарушении прав грузинского населения, дискриминации и др., то есть всего того, что предпринимала Грузия в отношении осетин. И, как видно из заявлений европейских политиков, они признают улучшение социально-экономической ситуации в районе и отсутствие фактов преследования грузин по национальному признаку.

Стоит отметить, нелишне обязать европейских политиков оформить признания в виде политического документа, который бы в рамках Женевских дискуссий стал фундаментальным и безоговорочным доказательством прикладной (а не теоретической, как Грузия) приверженности Южной Осетии к соблюдению прав национальных меньшинств.

Что же касается главного момента в данном вопросе, то Южной Осетии пора поставить точку в односторонних и навязываемой ей правилах игры. То есть, почему бы нам не потребовать от сопредседателей аналогичного мониторинга положения осетинского населения в Грузии? Почему Южная Осетия безоговорочно принимает условия, возможно даже требования официальных европейских структур, касающихся мониторинга условий жизни грузинского населения Южной Осетии? Возможно, есть смысл уравнять ситуацию и выйти из положения, при котором Южная Осетия оказывается в ущербном и неравноправном положении.

Более того, у Южной Осетии есть отличный шанс обернуть этот аргумент против самой Грузии, сделав его фактическим и прямым обвинением в нарушении прав нацменьшинств, особенно лиц осетинской национальности. Тем более, что нам на руку многочисленные резолюции и решения международных структур, в том числе официальных структур Европы.

В 2006 г. в докладе Института Центральной Азии и Кавказа и Исследовательской программы "Шелковый путь" Университет Джонса-Хопкинса (Вашингтон, США) и Университета г. Упсала (Швеция) пишется: «структура защиты прав национальных меньшинств Грузии остается в постреволюционные годы слабой и неэффективной. В среде грузинского руководства по-прежнему ощущается скептицизм в отношении принятия международно-признанных инструментов защиты прав нацменьшинств и складывается впечатление, что необходимость создания структуры соблюдения прав нацменьшинств воспринимается властями Грузии лишь как тягостное обязательство, нежели являет собой их искреннее побуждение».

В 2009 г. Европарламент выразил обеспокоенность дискриминацией нацменьшинств в Грузии. Как написал депутат Европарламента Сильви Гийом комиссару по внешним связям ЕС Бените Ферреро-Вальднеру, «нацменьшинства в Грузии подвергаются языковой, социальной и религиозной дискриминации».

Армянские и азербайджанские правозащитники и эксперты давно бьют тревогу – Грузия нарушает права и подвергает всесторонней дискриминации армян и азербайджанцев, которым жизненно важна консолидация перед общей угрозой. Власти Грузии переименовывают названия азербайджанских и армянских населенных пунктов на грузинские (с 1990 года по сей день переименовано свыше 40 азербайджанских населенных пунктов в Грузии), посягают на культурное и историческое наследие армян и азербайджанцев, сокращают количество уроков родного языка в школах, арестовывают гражданских активистов, вынуждают армян и азербайджанцев покинуть Грузию, ограничивают их участие в выборах и политической жизни и др. В 2007 г. азербайджанская общественность Грузии направила письмо к президентам Грузии, Азербайджана и Турции, Генеральному секретарю ООН о масштабной политике Грузии ущемления интересов нацменьшинств.

В 1999 г. Грузия обязалась принять закон о репатриации турок-месхетинцев, предусматривающий предоставление им грузинского гражданства, и обеспечение их возвращения в последующие 10 лет. На деле процесс возвращения был максимально забюрократизирован и заволокичен, что месхетинцы отказались от любой мысли о репатриации.

Организация «Международная Амнистия» в августе 2012 г. в своем докладе раскритиковала политику Грузии в отношении нацменьшинств.

В январе 2016 г. Совет Европы выразил озабоченность уровнем защиты прав нацменьшинств в Грузии, их положением в целом. Отчет Совета Европы в пух и прах разнес хваленую грузинскую демократию и декларируемое равноправие всех народов страны, о котором с трибуны ООН распевают президент и премьер-министр Грузии.

В отчете пишется, что национальные меньшинства в Грузии по-прежнему чувствуют себя изгоями, языковые барьеры все еще существуют, при этом качество обучения родным языкам в школах оставляет желать лучшего. Межэтническая ненависть в Грузии остается на высоком уровне.

Среди вопросов, вызывающих обеспокоенность Совета Европы, эксперты отметили низкий уровень осведомленности в обществе относительно стандартов в сфере защиты прав человека, отсутствие четкой государственной политики в области стимулирования их эффективного применения и низкое качество вещания на языках меньшинств, участие нацменьшинств в государственных делах остается на низком уровне. Эксперты Совета Европы отметили крайне малое количество завершенных расследований и уголовного преследования преступлений на почве межэтнической ненависти.

Как бы ни идеализировал премьер-министр Грузии Квирикашвили на недавно завершившейся Генассамблее ООН положение национальных меньшинств в Грузии, результатам реального исследования экспертов СЕ не верить нельзя. Попутно Квирикашвили обрушился с критикой на Южную Осетию и Абхазию, сказав: «Проживающее на оккупированных территориях население испытывает постоянную дискриминацию и грубые нарушения прав человека. Ограничено их передвижение и права собственности. Они не имеют возможности и получать образование на родном языке».

Удивительно, но факт – сопредседатели Женевских дискуссий утверждают обратное! Их невозможно заподозрить в симпатиях к Южной Осетии. И надо отдать им должное за реальную и объективную оценку. Эта оценка действительно отражает реалии и грузинские политики должны в первую очередь исходить именно из экспертных, а не виртуальных оценок.

По словам грузинского премьера, «оккупация и шаги, направленные на аннексию, это то наследие, которое правительство получило по наследству от предшественников. Заслуги нашего правительства – налаживание отношений с Россией». Весьма удобная, на первый взгляд, позиция, позволяющая откреститься от преступлений предыдущего правительства. Да только отмолчаться и откреститься не получится. Международный трибунал по преступлениям против народа Южной Осетии – впереди.

Но предшественники оставили нынешнему правительству Грузии и другое наследие – зоологическую ненависть к национальным меньшинствам. Эту эстафетную палочку одно правительство передавало другому. При этом каждое грузинское правительство или руководство виновно в преступлениях против нацменьшинств. Это наследие передается из поколения в поколение, что говорит не о преступлениях одного какого-нибудь правительства Грузии, а о государственной политике выдавливания, войны и ассимиляции национальных меньшинств. И поныне националистические марши в Грузии под лозунгом «Грузия для грузин» не редкость. Не случайно представители национальных меньшинств Грузии бьют тревогу – национализм в стране продолжает набирать обороты.

Поэтому международные правозащитные и общественные организации Грузии не перестают выражать обеспокоенность в связи с изоляцией и дискриминацией нацменьшинств, подогреваемыми грузинскими СМИ. Международные эксперты по правам человека и национальным меньшинствам единодушны в мнении о массовых нарушениях прав, дискриминации и политики властей Грузии в отношении нацменьшинств. Поэтому очень часто международные эксперты дают не завуалированные рекомендации нацменьшинствам о сплочении, как фактора эффективного решения проблем. По сути это ясный сигнал меньшинствам о консолидированном отстаивании своих прав и сплочении перед угрозой.

Что касается наших соотечественников, то власти Грузии закрыли проезд выходцам из Восточной Осетии (ныне оккупированный Грузией Казбегский район), т.е. Тырсыгом, Кудыком, на свою историческую родину. Сотни осетинских семей полностью потеряли доступ к родным очагам и могилам. Грузинские пограничники не пропускают осетин в родные места.

Мотивировкой пограничников было утверждение, что «для них въезд в страну закрыт». Но гражданам России для въезда в Грузию визы не требуются, ведь Тбилиси ввел для граждан России безвизовый режим в 2012 г. Озабоченность этой проблемой высказывал и МИД России.

Наиболее точно и ярко об отношении властей Грузии к национальным меньшинствам говорят неподкупные в своей безмолвной фундаментальности цифры. По данным переписи 1989 года, в Грузинской ССР проживало 307.556 азербайджанцев, 437.211 армян, 341.172 русских, 164.055 осетин, 52.433 украинца, 100.324 грека, 6.206 ассирийцев, 33.331 курдов и др. По итогам переписи 2014 года в Грузии осталось – 233 тыс азербайджанцев, 168 тыс армян, 26 тыс русских, 14 тыс осетин, 6 тыс украинцев, 5 тыс греков, 2 тыс ассирийцев, около 1.500 курдов и др. Налицо существенная убыль этих и других нацменьшинств в Грузии, что свидетельствует о шовинистской политике по отношению к ним.

Грузия выдавила с 1989 года по сей день сотни тысяч представителей национальных меньшинств. Только осетин было изгнано около 100 тысяч. На это недвусмысленно обратил внимание сопредседателей президент Тибилов, принявший европейских политиков, дав понять, что заботясь о грузинских беженцах, международное сообщество безразлично к осетинским.

Поэтому в рамках Женевских дискуссий югоосетинская сторона вправе указать сопредседателям Женевских дискуссий на включение в число приоритетов положение осетин, компактно проживающих в Грузии. И этот приоритет должен включать в себя прикладной мониторинг с целью ознакомления правового, культурного и иного положения осетин в Грузии, на предмет выявления фактов дискриминации по национальному признаку. Грузия грубо нарушает свободу передвижения осетин в Казбегском районе. И безосновательные опасения приснопамятного Дешицы следует утвердить уже на примере Грузии, насколько она соблюдает международные нормы.

Судя по многим фактам, есть основания утверждать, что осетины в Грузии ущемляются по национальному признаку. Взять хотя бы ситуацию в Казбегском районе. Ежегодные вояжи в Ленингорский район, с целью ознакомления с жизнью граждан Южной Осетии грузинской национальности и как следствие идеологически обеспечить и защищать интересы Грузии, утратили актуальность. Южная Осетия, на протяжении восьми лет предоставляя европейским дипломатам возможность «инспектировать» Ленингорский район, теперь имеет право поставить вопрос о смене маршрута сопредседателей, но уже в направлении Грузии. За восемь лет сопредседатели Женевских дискуссий ни разу не провели мониторинг с целью ознакомления положения осетин в Грузии, т.е. с целями, для которых они посещают Ленингорский район применительно к грузинскому населению, где вынуждены признавать безупречное соблюдение норм международного права по отношению к нацменьшинствам со стороны Южной Осетии.

Александр КЕЛЕХСАЕВ