Первичная медико-санитарная помощь – ведущее звено национальной системы здравоохранения

""

Об эффективности работы любой отрасли здравоохранения в мировой практике, в первую очередь, судят по уровню развития ПМСП

Важнейший вид медицинской помощи, являющийся базовым для любой национальной системы здравоохранения – первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). В интервью нашей газете в № 156 от 16.11. 2017 г. советник Российской Федерации по вопросам здравоохранения доктор медицинских наук, кандидат юридических наук Игорь Галь, в частности, отметил, что необходимо развивать и укреплять систему оказания ПМСП, как ведущего звена национальной системы здравоохранения. Об эффективности работы любой отрасли здравоохранения в мировой практике, в первую очередь, судят по уровню развития ПМСП.
Поэтому мы решили продолжить эту тему, и Игорь Галь дал развернутое интервью нашей газете о первичной медико-санитарной помощи, как ведущего звена национальной системы здравоохранения РЮО, и дальнейшего ее развития.


– Первичная помощь составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всего процесса социально-экономического развития общества. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях. Участковый терапевт, участковый педиатр и врач общей практики являются единственными врачами, которые посещают своих пациентов на дому. При этом врач должен решать не только медицинские проблемы, но и знакомиться с условиями жизни пациента. Это позволяет лучше оценить социальное положение пациента, его взаимоотношения с членами семьи, что очень важно при оказании помощи при хронических заболеваниях, проведении профилактических мероприятий, так как поддержка семьи является важным фактором для обеспечения приверженности больного к назначенному лечению и в целом высокое внимание формирует доверие пациентов к национальным кадрам.
В Южной Осетии ПМСП оказывается врачами и других специальностей: неврологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи и др. Их число определяется штатным расписанием медицинской организации. При этом должен соблюдаться основной принцип ПМСП – первичный контакт с пациентом, совместно с участковым терапевтом и участковым педиатром. Ведь главной фигурой при оказании ПМСП остается участковый врач (врач общей практики).
Особо хочу обратить внимание на значение работы таких участковых врачей как врач участковый-психиатр, врач участковый нарколог, врач участковый фтизиатр и врач участковый акушер-гинеколог.
– В чем особенность принципов оказания медицинской помощи в условиях ПМСП.
– Непрерывность помощи. Это означает не только возможность обратиться к своему врачу в любое время, но и подразумевает возможность наблюдения за состоянием пациента не только в период внезапно развившегося заболевания, но и на фоне его стабилизации и улучшения. При формировании доверительных отношений между врачом и пациентом создаются условия для наблюдения за течением хронических заболеваний, предупреждения их обострения, использования методов вторичной профилактики и образовательных программ для пациента и членов его семьи.
Таким образом, объектом наблюдения врача участкового (общей практики) становится не заболевание, а сам пациент.
– Оказание помощи в контексте сообщества. Знание особенностей социального окружения пациента важно при решении его проблем. Это может касаться особенностей работы и наличия профессиональных вредностей, как работает социальная служба на территории его проживания, что особенно необходимо при оказании помощи пожилым пациентам.
– Координация помощи является важной особенностью в работе ПМСП.

Пациент, как правило, обращается за помощью впервые. Если врач действительно становится своеобразным гидом для пациента в системе здравоохранения, будет советчиком и «адвокатом», защищающим интересы больного, то оказание помощи станет более эффективным. Отсутствие врача, к которому можно обратиться со всеми проблемами, увеличивает количество госпитализаций и вызовов скорой помощи, так как человек чувствует себя незащищенным и беспомощным при развитии признаков заболевания. Кроме того, он не может сам определиться в том, какой специалист ему требуется. Как правило, повторное обращение к специалистам, нередко разного профиля, не приводит к улучшению состояния больного, что приводит к снижению удовлетворения от оказания медицинской помощи.
– Игорь Геннадиевич, как Вы оцениваете уровень ПМСП в республике?
– ПМСП нуждается в очень серьезном реформировании. Если она не будет построена должным образом, то огромные силы и ресурсы, влияние на отрасль во многом будут недостаточны. Если говорить по районам и Цхинвале, конечно различия имеются. Наша задача – чтобы ПМСП, особенно в районах, привести к единым унифицированным индикативным показателям работы. Охват медицинской помощи населения, исходя из таких показателей, как количество участковых терапевтов и педиатров на 10 тыс населения, количество фельдшеров акушеров на 10 тыс населения и т.д., структура заболеваемости, инвалидности, количество и объем диспансерных групп на участках, конечно, различается. Скажем прямо, ПМСП недостаточно развита в районах, что создает определенные риски для оказания медицинской помощи. За ней идут риски организационные. Т. е. когда человек не получает должную медпомощь, он ищет другие источники получения помощи, что негативно отражается на доверии к нашей отрасли.
Поэтому как я говорил выше, нам необходимо активно преобразовывать ПМСП. Хочу ещё раз отметить значение единого подхода к организации службы, что без централизованного управления немыслимо.
– Так как же избежать рисков, и что сделано, чтобы вывести ПМСП на должный уровень?
– Структура ПМСП достаточно развита в республике. Есть большое количество ФАПов – 49, есть врачебные амбулатории, центральные районные больницы, с поликлиническими отделениями, городская и районная поликлиники. То есть, с точки зрения структуризации, все выстроено. Самое главное – обеспечить грамотное управление ПМСП исходя из её задач, повысить ответственность руководителей медицинских организаций и руководителей районов за качество оказания на уровне ПМСП, обеспечить квалифицированными кадрами и выйти на непрерывное повышение профессионального уровня, разработать меры перехода на принципы организации работы врача общей практики (земского) в районах.
– Значит ли, что состав сил и служб, входящих в ПМСП, надо усилить?
– На сегодня этих сил недостаточно. Особенно это касается кадрового ресурса, не столько в количественном отношении, сколько на уровне квалификации. Если гражданин обращается к тому или иному врачу, конечно, он получает в определенной степени медпомощь, но ее скажем прямо – недостаточно. И человек вынужден обращаться дальше, на более высокий уровень – в республиканскую больницу. Происходит излишняя загруженность медицинских организаций, которым несвойственно и не нужно вести оказание медицинской помощи, которая могла быть оказана на уровне врача поликлиники либо в фельдшерском пункте. Необходимо повысить возможности оказания медицинской помощи.
Я недавно был в с. Синагур. Там 269 человек, из них 48 детей. Синагур далеко расположен от Дзау по километражу и доступности дорог. Надо изучить вопросы оказания медпомощи во врачебной амбулатории Синагура и посмотреть, какие туда больше направить ресурсы, чтобы медпомощь на удаленном районе оказывать более адекватно и пациенты не искали возможности получить медпомощь в других регионах. Усилить там неотложную медпомощь, насытить соответствующей аппаратурой Синагурскую амбулаторию. Там даже электрокардиографа нет. Чтобы сдать те или иные анализы представляет огромную сложность потому, что там нет лабораторной диагностики. Скорее всего, необходимо реализовать проект регулярного (минимум раз в полгода) выезда бригады врачей для сплошного осмотра населения. 269 человек быстро и качественно можно осмотреть.
– Один из принципов ПМСП – ее доступность…
– Смысл первичной помощи в чем? Проще говоря, есть население и необходимо сформировать врачебные участки, (сейчас появляется новый термин – медицинские округа) исходя из особенностей количества проживающих человек, чтобы был свой участковый терапевт (педиатр), курирующий это население. Участковый врач должен знать всё о здоровье своего населения, в целом, и конечно о каждом пациенте. Сплошь и рядом встречаются случаи отсутствия медицинских карт, а если они и имеются, то ведутся не полно, и часто врачи не знают где и какую медицинскую помощь получали их подопечные. В равной степени это касается и работы фельдшеров на ФАПах. И, главное, хочу обратить внимание, чтобы не только пациенты обращались к врачу в случае заболеваний, а чтобы сами врачи шли в население. Они должны знать, какую профилактическую работу провести, для недопущения ухудшения состояния здоровья населения. В этом смысл активной работы с населением.
Доступность, это ведь далеко не только территориальная доступность. Территориальная доступность – один из факторов в широком понимании. Если пациент болеет, он четко знает, что ему не нужно искать помощи, у него есть врач, семейный, участковый терапевт, и в любой момент может получить медицинскую помощь – это и есть доступность.
– Важнейший принцип ПМСП – профилактика. Не ошибусь, сказав, что профилактика у нас хромает. В советское время ей уделялось повышенное внимание.
– Она не просто хромает, она недостаточно развита вообще. А в любой национальной системе здравоохранения этому вопросу уделяется более чем серьезное внимание. В профилактике существует три вида – первичная, вторичная и третичная. Первичная – это создание здорового образа жизни, т.е. больше социально-организационные вопросы. Но человек заболевает, это естественный процесс. Вторичная профилактика и заключается в наблюдении за пациентом для профилактического курса лечения, формирования его здорового питания, чтобы минимизировать обострение. И третичная профилактика – тяжелые пациенты, например перенесшие острые нарушения мозгового кровообращения. Это очень серьезное заболевание. Мы должны постоянно вести больного, чтобы у него не было повторного обострения. Профилактировать – значит упреждать ухудшение, причем на каждом уровне профилактики. Необходимо упреждать возможное заболевание и осложнения, которые могут возникнуть. Это и есть профилактическая работа. И здоровый образ жизни, включая борьбу с алкоголем и курением, это все как раз направлено на оздоровление нации. Выражаясь экономическим языком, значительно легче упредить, чем потом лечить с меньшим эффектом и большими затратами. Потому если профилактическая направленность будет более развита, то это экономичнее и выгоднее, и в рамках здоровья населения более продуктивно.
– Может перенять опыт СССР в плане профилактики? Борьба с алкоголем в 1985 г. дала положительные результаты. По официальным данным, в 1985-1987 гг. уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни и рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8 % меньше. Продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года, достигнув максимального значения за всю историю России, снизилась преступность.
– Я всегда отношусь с уважением к опыту наших предшественников. Но анализируя любой опыт, нужно увидеть минусы. И перенимая любой опыт надо усилить плюсы и минимизировать минусы. Кстати, хочу обратить внимание на продуктивный опыт развития первичной медико-социальной помощи в Белгородской области. В этом субъекте сделано очень много в области ПМСП, что отразилось на объективных показателях по улучшению показателей общественного здоровья – снижения показателей смертности в целом и в отдельных возрастных группах, в том числе трудоспособного возраста, повышение уровня активного выявления социально-значимых заболеваний, увеличилась доля профилактических амбулаторных посещений.
– В декабре 2017 г. в Дзауском районе было решено внедрить пилотный проект в плане развития ПМСП. В чем суть пилотного проекта?
– Пилотный проект заключается в том, чтобы при грамотном кадровом и техническом распределении правильно выстроить взаимодей-ствие между районной больницей, врачебными амбулаториями и ФАПом. Вот в этом заключается пилотный проект, создать хорошую развитую систему. Уверен, мы выявим там определенные социально-значимые заболевания, они будут под контролем. В этом и есть смысл «первички», знать здоровье населения.
– И каковы первые результаты проекта? Его можно считать успешным для апробации в других районах?
– Проект развивается. Мы только в стадии его реализации и говорить о достижениях пока рано. Если он будет положительным, то этот опыт можно экстраполировать в другие районы, тем более, что этот проект находится в совместной работе Минздрава РЮО и Центрального научно- исследовательского института организации здравоохранения (ЦНИИОЗ) Минздрава РФ. Как только мы увидим результаты работы, проведем глубокий анализ и после, конечно можно расширить проект по республике.
– Какой в идеале Вы видите ПМСП в Южной Осетии? Она может быть со своим лицом, или будет перенят другой опыт?
– Принципы ПМСП – унифицированы по всему земному шару. Всемирная организация здравоохранения считает, что ПМСП – центровое ядро любой системы здравоохранения. Поэтому придумывать дополнительные принципы – нет необходимости. А вот адаптировать принципы на национальные географические особенности любого государства – это задача национальной системы. Главное, чтобы была качественная медицинская помощь, доступность и при этом соблюдалась безопасность медицинской деятельности. Тогда население будет удовлетворено уровнем медицины в стране. И если возникают какие-то отклонения – немедленно их устранять. Граждане увидят, что государство чутко реагирует на потребности населения, особенно в такой сложной и востребованной отрасли как здравоохранение.

Взял интервью
Александр КЕЛЕХСАЕВ