Ответ на мнение депутата Парламента РЮО Инала Мамиева по поводу Указа Президента РЮО о проведении референдума по переименованию РЮО Полномочного представителя Президента РЮО в Парламенте РЮО Мадины Козаевой

22 февраля 2017 г. на официальном сайте Парламента РЮО было опубликовано «Мнение депутата Парламента РЮО Инала Мамиева по поводу Указа Президента РЮО от 7 февраля 2017г.».

Данное мнение мы намеревались оставить без реагирования ввиду уважения к возрасту автора – первого заместителя Председателя Парламента РЮО депутата от партии «Единая Осетия» Мамиева И.Д.

К сожалению, Мамиев И.Д. не останавливается и продолжает навязывать свою особую трактовку действующего законодательства применительно к референдуму.

Так, 9 марта 2017 г. им размещена на официальном сайте Парламента РЮО еще одна публикация, касающаяся референдума – «Не рой яму другому», данная статья опубликована и в газете «Южная Осетия» от 14 марта.

С учетом исключительной важности затрагиваемой темы – возвращения исконного наименования республике, считаем необходимым последовательно ответить на обе публикации.

Сегодня мы по пунктам рассмотрим первую публикацию автора под названием «Мнение депутата Парламента РЮО Инала Мамиева по поводу Указа Президента РЮО от 7 февраля 2017г.» и сделаем наши комментарии.

Первый пункт публикации Мамиева И.Д.: «Вопрос о внесении изменений в часть 1 статьи первой явно недостаточен для назначения референдума, так как предлагаемое изменение не согласовано и не обсуждено ни с Комиссией по совершенствованию конституционного законодательства при главе государства, ни с Парламентом Республики Южная Осетия».

Комментарий. Закон не обязывает Президента РЮО согласовывать вопросы референдума с Комиссией по совершенствованию конституционного законодательства и с Парламентом РЮО.

Президент вправе инициировать и назначать референдум самостоятельно, используя право, предоставленное ему п.16 ст.50 Конституции РЮО и ч.2 ст. 7 Конституционного закона РЮО «О референдуме РЮО».

Отметим также, что обсуждение вопроса по переименованию республики длится уже более года, в связи с чем у Парламента РЮО было достаточно времени, чтобы высказать свое мнение по данному вопросу, однако этого не произошло.

Второй пункт: «В Указе Президента РЮО от 07.02.2017г. нет ни слова о необходимости принятия Конституции Республики Южная Осетия в ее новой редакции в связи с предложенным новым наименованием нашей страны и большим количеством недоработок в ее тексте.».

Комментарий. В соответствии с Указом Президента РЮО предлагается не просто переименовать название республики, а наряду с названием «Республика Южная Осетия» утвердить второе название – «Государство Алания». Как это обязывает принять новую Конституцию РЮО, непонятно.

Если в тексте действующей Конституции РЮО Мамиев И.Д. усматривает «недоработки», то они должны быть устранены в порядке, установленном главой 9 Конституции.

Так, если «недоработки» содержатся в главах 1, 2, 9 Конституции, то соответствующие изменения должны быть одобрены народом на референдуме. Если же речь идет о главах 3-8 Конституции, то «недоработки» устраняются путем принятия Парламентом РЮО Конституционного закона.

Если у депутата Мамиева И.Д. есть идеи по этому вопросу, то он мог бы довести их до членов фракции «Единая Осетия», с тем, чтобы в случае их одобрения она инициировала принятие соответствующего Конституционного закона, либо обратилась к Президенту РЮО с инициативой проведения референдума.

Третий пункт: «Само назначение референдума является незаконным, так как вопросы, подлежащие вынесению на референдум (на всенародное голосование), определяются Конституционным Законом РЮО, а не указом Президента (см. статью 12 Конституционного Закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия»).».

Комментарий. Налицо пример неумения применять действующее законодательство РЮО.

В ч.1 ст.12 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РЮО» говорится следующее: «Вопросы, подлежащие вынесению на референдум РЮО, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РЮО, определяются Конституционным законом».

Соответствующий Конституционный закон имеется – это Конституционный закон РЮО от 23 августа 2006 г. «О референдуме РЮО». Статья 3 данного закона, которая так и называется – «Вопросы референдума РЮО», устанавливает круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.

Так, в ч.1 ст.3 цитируемого закона сказано, что «На референдум РЮО в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РЮО, изменения глав 1, 2 и 9 Конституции РЮО».

В соответствии с данной нормой Президент РЮО инициировал вынесение на референдум новой редакции статьи 1 Конституции РЮО, которая находится в главе 1 Конституции.

Что касается того, указом Президента РЮО или Конституционным законом может быть назначен референдум, то ответ содержится в пункте 16 статьи 50 Конституции и ч.3 ст.10 Конституционного закона «О референдуме РЮО».

Согласно п.16 ст.50 Конституции, Президент РЮО «назначает референдум в порядке, установленном Конституционным законом».

Согласно ч.3 ст.10 Конституционного закона «О референдуме РЮО», Президент РЮО издает Указ о назначении референдума РЮО, в котором определяет дату его проведения»…

Таким образом, согласно действующему законодательству, только Президент, и только путем издания Указа, полномочен назначать референдум РЮО.

Довольно неожиданно знакомиться с рассматриваемым утверждением, тем более что у всех на памяти референдумы, проходившие в 2006 и 2011 годах. Эти референдумы были также назначены указами Президента и тогда у Мамиева И.Д. аналогичного вопроса по их назначению не возникло.

Жаль что такого рода необоснованные, непрофессиональные заявления о «незаконном» назначении референдума Президентом звучат из уст лица, занимающего столь высокое положение в Парламенте РЮО и размещены на официальном сайте Парламента РЮО.

Многие неподготовленные граждане РЮО, ознакомившись с таким мнением, возможно, посчитают его аргументированным и сделают для себя неправильный вывод.

Четвертый пункт: «В Федеральном законе Российской Федерации и в конституциях большинства субъектов России, да и стран СНГ, запрещается одновременно с выборами Президента страны проводить другие выборные мероприятия и референдумы.».

Комментарий. Для чего делается ссылка на законодательство РФ, и тем более СНГ, непонятно.

Действующее законодательство Республики Южная Осетия не запрещает проведение референдума одновременно с выборами Президента РЮО.

Более того, это обычная практика в РЮО. Так, в 2006 г. одновременно с выборами президента был проведен референдум по вопросу о независимости РЮО. В 2011 г. одновременно с выборами президента был проведен референдум по вопросу о придании русскому языку статуса государственного в РЮО.

Это делается в целях мобилизации избирателя и экономии средств, так как затраты на проведение выборов или референдума составляют порядка 20 млн. руб. Если эти мероприятия проводить раздельно, то расходы увеличиваются вдвое.

Если у кого-то из депутатов есть мнение, что объединенное проведение выборов и референдума нецелесообразно, то они могут инициировать внесение соответствующих ограничительных поправок в законодательство РЮО. Но этого, как видим, тоже не происходит.

Пятый пункт: «В указе Президента Республики Южная Осетия от 7.02.2017г. предлагается новое название нашей страны – «Республика Южная Осетия – Государство Алания». При этом название «Республика Южная Осетия» и «Государство Алания» названы равнозначными. Это не совсем так. В Российской Конституции равнозначными считаются наименования «Российская Федерация» и «Россия» и разъясняется это тем, что у них общая основа российского государства. В нашем случае равнозначными следовало бы называть конституционно «Республику Южная Осетия-Алания» и «Южную Осетию», имеющие и историческую, и современную основу образования из словосочетания «Южная Осетия». Напомню слова Президента Республики Южная Осетия, прозвучавшие в его Послании народу и Парламенту Южной Осетии 19 февраля 2016 года, где им было сказано, что с целью укрепления единства аланского национального пространства и сохранения исторической цивилизованной общности Осетии – у двух Осетий не должно быть расхождений ни в чем, даже в названии. Заявление Президента о переименовании в «Республику Южная Осетия-Алания» было встречено всем залом стоя.».

Комментарий. Два наименования одного государства не обязательно должны иметь сходство, общий корень. Приведем примеры.

В статье 1 Конституции Республики Абхазия говорится, что «Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны.».

В статье 1 Конституции Республики Арцах говорится, что «1. Республика Арцах – суверенное, демократическое, правовое, социальное государство. 2. Названия Республика Арцах и Нагорно-Карабахская Республика тождественны.».

Как видим, сходства между различными наименованиями государств не имеется.

Текст Послания Президента РЮО Тибилова Л.Х. от 19 февраля 2016 г. цитируется Мамиевым И.Д. произвольно.

На самом деле в Послании были сказаны другие слова: «…В связи со сказанным напомню о своей инициативе внесения изменения в название республики и отражения в нем наименования «Алания». Она была озвучена мной в ходе встречи с представителями общественности и средств массовой информации в конце года. Отмечу, что нами было поручено Председателю Правительства РЮО Д.С. Кулумбегову всесторонне изучить вопрос и представить по нему конкретные предложения…».

Ради объективности отметим, что Президентом РЮО идея о переименовании республики в «Республику Южная Осетия-Алания» была первоначально высказана не в Послании, а в ходе его пресс-конференции 28 декабря 2015 г.

Однако после всестороннего изучения вопроса Президентом РЮО было принято решение о сохранении названия «Республика Южная Осетия» и введении второго, равнозначного ему наименования «Государство Алания», которое получило наибольшую поддержку в обществе в ходе состоявшегося обсуждения.

Шестой пункт: «Предлагаемые мной равнозначные словосочетания в Конституции РЮО обосновываются еще и тем, что у них не только общая историческая основа, но и единая судьба. Именно в борьбе за сохранение названия «Южная Осетия» на протяжении вековой истории грузинскими национал-шовинистами уничтожались лучшие сыны и дочери югоосетинского народа.».

Комментарий. Автор высказывания невнимательно ознакомился с Указом Президента РЮО.

Выносимая на референдум редакция статьи 1 Конституции РЮО как раз обеспечивает сохранение названия «Республика Южная Осетия», за независимость которой боролись лучшие сыны Осетии и одновременно вводится равнозначное ему историческое наименование «Государство Алания».

Седьмой пункт: «Немаловажное значение для осуществления вековой мечты осетин – объединиться, имело бы ранее провозглашённая идея Президента РЮО о переименовании названия нашей страны в «Республику Южная Осетия-Алания», так как в недалеком будущем, войдя в состав Российской Федерации, родилась бы наконец единая «Республика Алания». Сейчас нет никаких гарантий, что Россия позволит создать «Государство».».

Комментарий. Высказанное мнение абсолютно противоречит статьям 5, 12 Федерального конституционного закона РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта» и в особых разъяснениях не нуждается. В результате референдума каких-либо юридических препятствий для объединения северной и южной части осетин не появится.

Высказывание о том, что «сейчас нет никаких гарантий, что Россия позволит создать «Государство»», даже трудно комментировать. Оно не только не отражает действительности, но и представляет в искаженном смысле характер наших взаимоотношений с нашим союзником – Россией.

Восьмой пункт: «И, наконец, последнее. Статья восьмая ныне действующей Конституции, принятой всенародным голосованием 8 апреля 2001 года, обязывает Республику Южная Осетия строить свои отношения с Республикой Северная Осетия-Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции. А вместо этого мы создаем «Государство».».

Комментарий. Более 25 лет мы строим свое независимое государство и выстраиваем тесные отношения с братской Республикой Северная Осетия-Алания. Непонятно, каким образом может помешать дальнейшему развитию этих отношений принятие второго наименования республики – «Государство Алания».

Таким образом, ни один из восьми пунктов публикации первого заместителя Председателя Парламента РЮО, депутата от фракции «Единая Осетия» Мамиева И.Д. не оказался обоснованным и аргументированным, демонстрирующим профессиональный подход к вопросу.

К сожалению, такого рода публикации вводят в заблуждение население нашей республики и дезориентируют его относительно важнейшего государственного мероприятия, которым является референдум о возвращении республике наименования «Государство Алания».