Они такие разные, эти детские судьбы

Здание Детского дома, совсем неприметное с первого взгляда, мы легко распознали по веселому визгу пестрой группы девчушек, крутящих обруч на небольшом пятачке перед входом.

Ласковые яркие лучи майского солнца, легко проникающие сквозь нежные листочки распускающихся лип, яркими бликами играли в хмурых окнах.

Кажется, нас здесь ждали – большие двери были широко распахнуты, а с порога на нас приветливо и несколько растерянно смотрели какие-то женщины. Ответив им встречной улыбкой, мы познакомились – среди встречавших были директор детского дома, педагоги, воспитатели и другие сотрудники.

«Ну что ж, здравствуй, детский дом. Вот ты какой – с выкрашенными в разные цвета перилами, с цветочными горшками на подоконниках и полу – отчего-то совсем не казенными, аппликациями и рисунками, от которых не веет тоской и безысходностью, как в поликлиниках и санаториях.

Открытость, доброжелательность и участие к непростым детским судьбам легко угадывались на лице и в глазах этой женщины, пригласившей нас в свободную комнату. Она назвалась директором детского дома и в неторопливой беседе поведала о работе не совсем обычного учебно-воспитательного учреждения, о судьбах ребят, обучающихся здесь.

Среди детей, обучающихся здесь, нет полных сирот или детей, брошенных родителями, поэтому учреждение работает по типу интерната. Примечательно, что группу из пяти детей составляют дети из одной семьи, родом из Квайса – это родные братья и сестры, родители которых спились, поэтому органы опеки определили детей в Ленингорский детдом.

Самой младшей из детей, девочке Вике не было и двух лет, сейчас она переходит в 4 класс. Обучаются в детском доме и дети из отдаленных деревень, где нет школ. «Живут и учатся у нас много детей и из неполных малообеспеченных семей, – говорит директор детского дома Замира Елканова. – Согласно уставу детских домов, категориям социально нуждающихся граждан в рамках программы государственной поддержки предоставляются права на получение различных льгот, в т.ч. обучение и проживание детей из таких семей в муниципальных детских круглосуточных интернатах и детских домах. Есть у нас дети и из других сел Ленингорского района. Они также из очень нуждающихся семей».

В день нашего приезда юные питомцы вместе с педагогами готовились к переезду. Здание детского дома внесено в Инвестпрограмму на 2015-2017 гг., оно подлежит капитальному ремонту, поэтому детский дом временно разместится в здании лесхоза. «Здесь будет подведено автономное водоснабжение, задействована отопительная система, установлена новая электропроводка и многое другое. Одним словом, здание будущего детского дома будет отвечать современным стандартам. За последние 28 лет существования Ленингорского детдома такой ремонт здесь проводится впервые», – подчеркнула директор.

Для начала меня определили в среднюю группу. В небольшой комнате за деревянными столиками дети мастерили скворечник. Образец у них тут же на миниатюрной доске. «Что нужно сказать?», – обратилась к подопечным воспитательница, когда я пыталась протиснуться в комнату незамеченной. Получалось у меня, конечно, плохо, чувствовала себя как Венди перед Питером Пеном. Мне очень неловко, что я выросла. Здравствуйте, кричат дети. Долго оборачиваются, разглядывают, то и дело повторяя: «Здрасте, здрасте, здрасте».

После окончания уроков и перерыва на обед начинается воспитательная работа с учащимися. Списочный состав воспитанников не превышает 24 человека. Самые маленькие ребятки до двух лет от роду ходят в поселковый детский сад. Самый старший из воспитанников в этом году заканчивает 10 класс. Всего в детдоме три группы детей – две из них русских и одна грузинская. Соответственно ведется и обучение этих групп в русской и грузинской школах поселка Ленингор.

Стабильно работает и пищеблок, дети получают калорийное питание 5 раз в день.

«Ленингорский детский дом состоит на республиканском бюджете, – говорит Елканова, – и нам стабильно выделяются финансовые средства на питание, обмундирование и другие необходимые расходы. Хочу особо отметить, что наши воспитанники из разных групп, несмотря на национальные различия, легко находят общий язык и никаких разногласий мы, педагоги, ни разу не отмечали», – сказала директор детдома.

Исходя из полученной информации, основанной на житейских фактах, педагоги и воспитанники детдома искренне стараются окружить детей уютной домашней атмосферой, согреть их теплом своей души.

И кажется, у них это получается.

И.ТЕДЕЕВА