Алан Солтанович Цховребов живет и работает в Санкт-Петербурге уже более 10 лет. Он преподает в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище русский язык и литературу. В начале этого года он защитил кандидатскую диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук.
Жизнь Алана Солтановича Цховребова вроде бы ничем особо и не отличается от жизни его сверстников. Ему было суждено появиться на свет в 1985 году. В те годы уже начали сгущаться черные тучи над Осетией.
В многодетной семье Солтана и Нелли Цховребовых (у них пятеро детей: старшая дочь и четверо сыновей) Алан старший из братьев. Свое детство и отроческие годы он провел в селении Сихиат Знаурского района. До 9 класса учился в Бекмарской средней школе, позже перевелся в среднюю школу №6 г. Цхинвал. Этому молодому поколению не суждено было жить и учиться в мирное время, т.к. с 23 ноября 1989 года народ Осетии вынужден был с оружием в руках отстаивать свободу и независимость своей родины. Им не суждено было иметь счастливое детство. Семья Цховребовых, как и многие семьи в нашей стране, не покинула Южную Осетию, а все годы войны жила, трудилась, боролась, воспитывала своих детей.
Еще юные мальчишки и девчонки не по годам быстро взрослели. Став невольными свидетелями геноцида осетинского народа, участвуя в национально-освободительной борьбе, молодежь той поры хорошо усвоила все уроки грузинского фашизма. Твердо поняла то, что народ РЮО может двигаться в светлое будущее только имея свое государство и верного стратегического союзника в лице великой России.
Родители Алана выбрали себе благородную профессию учителя. Многие годы они работают в сельской школе, правильно воспитывают подрастающее поколение. Несомненно, в выборе будущей профессии пример родителей тоже сыграл большую роль для Алана.
Сегодня часто можно услышать мнение о том, что наши сельские школы уже не на том уровне, которое было в советское время. Может быть, это и так. Все мы знаем, что народное образование тогда считалось лучшим в мире. Однако, когда ученики сельских школ заканчивают престижные высшие учебные заведения в Российской Федерации, защищают ученые степени, то их учителя с гордостью говорят о том, что эти молодые ученые учились в их школе. Не стал исключением и Алан Цховребов. В 2002 году он поступил в Северо-Осетинский государственный университет им. К.Хетагурова на факультет осетинской филологии, который в 2007 году окончил на красный диплом с присвоением специальности «Преподаватель русского языка и литературы».
Будучи студентом университета, ему посчастливилось слушать лекции таких корифеев науки как Шамиль Джигкаев, Римма Кантемирова, Харум Токазов, Роза Бибилова и др.
Среди них одним из ярких звезд был Шамиль Джигкаев. Алан, как и многие студенты, которые у него учились, с большим уважением и благодарностью вспоминает его. «Шамиль Джигкаев давал нам знания не только по тем предметам, которые он преподавал, но учил нас быть осетинами не просто на словах, а в самом высоком понимании этого слова. Мы узнали от него много нового, интересного по истории и культуре Осетии. Он мог часами рассказывать о наших славных предках – скифах-аланах, но каждый его рассказ сводился к тому, чтобы мы тоже были верны лучшим традициям осетинского æгъдау. Его слова до сих пор остаются в моей памяти и я тоже стараюсь придерживаться их. Потеря Шамиля для нашего Ирыстона огромна и невосполнима. Другого такого патриота и гражданина я больше не встречал», – говорит Алан Цховребов.
После завершения учебы в университете Алан начал работать учителем русского языка и литературы ГБОУ №540 г. Санкт-Петербурга. Через год он получил дополнительное образование в аспирантуре на кафедре русского языка в научной школе СОГУ по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной школе), педагогические науки».
С 2014 года Алан Цховребов является преподавателем отдельной дисциплины «Русский язык и литература» в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище. Его хорошо приняли в сплоченный коллектив училища.
Работая в данном учебном заведении, Алан высоко держит имя осетина. Коллеги и коллектив, где он работает, ценят его профессиональные качества, отмечают его вдумчивую сдержанность, активный поиск оптимальных форм и методов работы на каждом уроке, готовность учиться и поделиться своим опытом, его внимательное отношение к коллегам и суворовцам.
Ежегодно Алан Цховребов дает мастер-классы в рамках декады русского языка и литературы. 2 марта 2017 года он (по мнению коллег, руководства и городских экспертов) провел открытый урок на высоком уровне по теме «Организация работы по устранению грамматических ошибок. Задание №7 ЕГЭ». Актуальность темы урока была продиктована необходимостью осмысления и закрепления сведений по самому весомому заданию № 7 в тестовой части ЕГЭ, включающему 5 вопросов, за которые суворовцы могут получить 5 баллов. Цель и задачи урока были достигнуты, то есть суворовцы 71 учебной группы обобщили, систематизировали предметные знания, решили 9 практических задач на выявление, определение, устранение, редакцию грамматических ошибок в 7 задании ЕГЭ. Полученные результаты способствовали эффективной подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Это и дало лучший результат ЕГЭ по русскому языку за всю историю Суворовского училища (средний балл 70%). Суворовцы под руководством Алана Солтановича занимают призовые места в различных конкурсах и научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровня. В этой связи он был назначен заместителем руководителя научного общества «Спектр» Суворовского военного училища. Только в 2016-2017 учебном году суворовцы под его руководством получили 4 диплома II степени на всероссийских конференциях («Восхождение к науке – 2017», «Конференция победителей – 2017», «Ушаковские чтения», «Конкурс, посвященный В.И. Далю») и диплом победителя на Пятой международной научно-практической конференции-конкурсе учебно-исследовательских инициатив школьников «Дорога в Малое Сколково».
В 2017 году итогом научной деятельности преподавателя стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Развитие коммуникативных навыков учащихся-осетин старших классов при изучении сложносочиненного предложения русского языка». Область научных интересов молодого ученого широка: методика преподавания синтаксиса русского языка, теоретические аспекты изучения сложных синтаксических конструкций, сравнительно-сопоставительная типология русского и осетинского языков, методическая платформа обучающего эксперимента и, конечно же, экспериментально апробированная в школах система упражнений по развитию коммуникативных навыков учащихся-осетин при изучении сложносочиненного предложения.
Алан имеет 14 научных публикаций, 8 из которых входят в рецензируемые журналы, рекомендованные ВАК РФ. Часто Алан издает свои материалы открытых уроков и научных изысканий в научно-методическом и общественно-литературном журнале «Русское слово в Южной Осетии».
Круг интересов молодого преподавателя не ограничивается преподавательской и научной работой, у него активная жизненная позиция. Кроме того, Алан увлечённо занимался в национальном танцевальном ансамбле в Петербурге.
Рассказывая об этом молодом талантливом преподавателе, ученом, делающем поступательные шаги в науку, с уверенностью можно констатировать, что представители Южной Осетии с достоинством представляют нашу Республику далеко за ее пределами.
Инал ТИБИЛОВ