15 октября исполнилось 154 года со дня рождения великого осетинского поэта, великого осетина Коста Левановича Хетагурова. В этот день во многих уголках Осетии прошли мероприятия, посвященные этой дате. Не стал исключением и ЮОГУ им. А.Тибилова. По инициативе и.о. декана осетинского факультета профессора Зои Битарты была организована экскурсия в с. Нар для студентов и преподавателей ЮОГУ.
В 10.00 утра у здания главного корпуса университета их уже ожидал автобус. После недолгих сборов выяснилось, что двое студентов не забрали с собой свои паспорта. Пришлось проехаться еще раз по городу, чтобы они смогли взять из дома свои документы. Удивительно, но сегодня осетины, как севера, так и юга Осетии не могут добраться друг к другу не имея при себе паспорта…
Выехав из Цхинвала, перед нашим взором предстали захватывающие пейзажи золотой осени. Особенно неповторима золотая осень в горах. Весь путь до перевала в автобусе звучали осетинские песни. Было приятно наблюдать, как наши студенты радовались тому, что они едут на праздник Коста, и могут прикоснуться руками к тем историческим памятникам, к той земле, где когда-то жил и творил гений осетинского народа.
Однако всеобщая радость была прервана, как только наш автобус доехал до североосетинской таможни, которая находится в сердце Осетии в с.Нар на родине Коста Хетагурова. Прождав около въезда на таможенный пункт, студенты простояли еще около получаса на паспортном контроле, при этом «наслаждаясь свежим горным сквозняком». Те, у кого не было российских паспортов, заполняли миграционные карточки белорусского производства. На их недоумевающие вопросы, причем тут Белоруссия, никто из сотрудников таможни толком не мог ответить. Наверное, после того как Россия, Белоруссия и Казахстан подписали таможенный договор, необходимость в этих миграционных карточках у них давно отпала и они их принеслали нам.
Однако испортить праздничное настроение нам было не просто. Подъехав к дому-музею Коста Хетагурова, лица наших студентов вновь засияли. Каждый почувствовал себя частицей народа, славным сыном которого был Коста. Возложив цветы к мемориалу поэта, студенты декламировали его стихи. Молодые студентки-поэтессы Хачирова Людмила и Догузова Залина прочли свои стихи, посвященные Коста Хетагурову.
Многие югоосетинские студенты были впервые на родине Коста Хетагурова. Им было интересно все: и дом-музей великого поэта, и тропинки, по которым ходил Коста, и живописные горные пейзажи, которые вдохновляли его при создании художественных полотен.
На веранде, во дворе дома-музея проходил небольшой поэтический конкурс, посвященный Коста. Кроме нас в Нар приехали почитатели таланта Коста на нескольких автобусах из Северной Осетии, а также артисты югоосетинского драматического театра. Нам, представителям старшего поколения, было как-то больно и обидно смотреть и сравнивать нынешний праздник Коста с торжествами, которые проходили на родине поэта в начале 90-х годов прошлого века.
Профессор Зоя Битарты рассказала студентам о своем первом посещении этого святого для каждого осетина места – с.Нар.
«Когда я училась еще на первом курсе тогдашнего Юго-Осетинского пединститута, то еще не было ни тоннеля, ни Транскама. Чтобы попасть в Северную Осетию, необходимо было добираться туда через Военно-грузинскую дорогу. Добравшись до Владикавказа, нужно было ехать через г.Алагир в с. Нар. Путь был трудным и утомительным. Поэтому тогдашние наши преподаватели не могли нас привезти в с.Нар и показать место, где жил и творил Коста. Я считала своим долгом побывать на родине поэта. Когда я начала заниматься наукой, мне удалось приехать через Военно-грузинскую дорогу в с. Нар. Мне нужно было изучить фонетическое составляющее, которое характерно осетинскому языку в Нарском ущелье, т.е. тех людей, с предками которых жил и разговаривал Коста Хетагуров. Тогда, в 1976 г. заведующей кафедрой осетинского языка СОГУ им.К.Хетагурова работала Римма Кантемирова. Мы с ней вдвоем приехали в с. Нар. Мы много разговаривали с жителями села, собирали фонетический материал. В селе жил уважаемый старец, которому было более 80 лет. Он очень нам помог в нашей работе. От него мы узнали, что у него еще есть и отец, которому было 120 лет. В то время он лежал в больнице во Владикавказе. Я очень заинтересовалась этим известием. Он был знаком с Коста при жизни. Мне непременно надо было получить воспоминания о Коста Хетагурове. Мы вернулись во Владикавказ, посетили старика. Он оказался довольно бодрым старцем, рассказал нам много интересного о жителях с. Нар, о том времени, когда жил Коста. Его осетинский ничем не отличался от языка жителей с. Нар. Старец был младше Коста на 4 года, значит великий поэт так же разговаривал на осетинском, как и он. Чтобы произошли большие изменения в фонетике языка, необходимо время, равное 400-500 годам», – рассказала Зоя Битарты.
Слушая Зою Александровну, я думал о том, сколько же еще необходимо работать исследователям, чтобы осознать величие Коста Хетагурова.
Вспоминая о событиях начала девяностых годов, Зоя Битарты продолжила свой рассказ. «В начале 90-х годов прошлого века, активисты национального движения «Адæмон Ныхас» Алан Чочиев, Дмитрий Медоев, Ахсар Джигкайты, Мурат Джиоев, Коста Кочиев и др. вернули к жизни наш осетинский флаг – триколор. Тогда Алан Чочиев заказал в Северной Осетии значки с осетинским флагом (более 5 тыс.штук), которые потом раздал людям. В очередную годовщину дня рождения Коста Хетагурова, из Цхинвала на автобусах и многочисленных легковых автомашинах приехало очень много людей. Много народа было и из разных уголков Северной Осетии. Я такого великого всеобщего праздника не видела никогда.
Когда мы прибыли в с. Нар, то наши ребята водрузили наш осетинский флаг на крышу дома-музея. Все люди радовались этому, они были едины.
Вскоре на вертолете в с. Нар прилетели руководители Северной Осетии. Когда они увидели флаг, то испугались и приказали его немедленно убрать. Однако когда они улетели обратно во Владикавказ, осетинский флаг был установлен на прежнее место. А спустя два года под этим флагом в Северной Осетии стали проходить сессии Парламента. Тут необходимо сказать, что тогда в с. Нар наш флаг еще не был официально утвержденным. Однако, когда затем все поняли смысл трех цветов флага, то он стал государственным символом как на Юге, так и на Севере Осетии.
Когда я проезжаю через с. Нар, я всегда выхожу из машины и кланяюсь земле, на которой жил и творил великий сын осетинского народа Коста Хетагуров. Все то лучшее, возвышенное, что есть у нашего народа подарил нам Всевышний через Коста. Каждый осетин, все граждане Осетии должны уважать и чтить имя Коста Хетагурова», – сказала Зоя Битарты.
С этим невозможно не согласиться. Однако больно и обидно видеть то, как мы отмечаем дни рождения великого Осетина. Отмечают на высоком уровне только его юбилеи, которые, как известно бывают только по прошествии 5 или 10 лет. Я не знаю, кто это придумал. Очевидно то, что многие сегодня как на юге, так и на севере Осетии говорят о том, что Осетия должна быть единой, сильной, сплоченной…
То, почему мы все не видим (или не хотим видеть!) того, что раньше в день рождения Коста в с. Нар собирались как на великий праздник. Этот праздник был магнитом, который объединял всех осетин. Уверен, что объединение Осетии начнется с родины великого поэта. С будущего года нужно возродить этот объединяющий всех осетин праздник, и проводить его на должном уровне каждый год. Сегодня благодаря Всевышнему и братской помощи великой России в Осетии нет войны и хаоса. Поэтому выделить средства на достойное проведение праздника дня рождения Коста Хетагурова необходимо.
Объединение Осетии начнется с конкретных шагов, которые нужно начинать и с юга, и с севера Осетии. Необходимо начать проведение совместных заседаний парламентариев, совместных заседаний правительств, совместных заседаний кафедр двух университетов и т.д. Велосипед изобретать не надо. Необходимы только воля и стремление народа и руководства двух республик.
Занозу в сердце Осетии, которая находится на родине Коста Хетагурова, т.е. таможню, нужно убрать.
Еще в августе 2008 г. Владимир Путин сказал о том, что граница между севером и югом Осетии должна быть прозрачной.
Если народы России, Белоруссии и Казахстана могут жить без таможенных барьеров, то почему единый осетинский народ должен иметь на своей исторической территории эту разделительную линию? Мы все, граждане великой России, и поэтому вопрос о таможне между нами становится абсурдным.
Инал ТИБИЛОВ