Традиция встречать Новый год – Ногбон в ночь с 13 на 14 января во многих семьях сохранилась до наших дней
В прежние времена говорили: «Бон куыд даргъкæны, нæ цард дæр афтæ даргъгæнгæ цæуæд» (Да удлинится жизнь наша так же, как удлиняется день).
Праздничный стол в этот вечер всегда отличался изобилием блюд: считалось, что если на Ногбон накрыт богатый стол, то весь год пройдет под знаком особого достатка.
Об æртхурон
Среди праздничных блюд самым важным считался большой круглый пирог, олицетворяющий солнце – æртхурон. В него клали монету, пирог делили на несколько частей по числу членов семьи. Считалось, что того, кому достанется кусок с монетой, в новом году ждет счастливое событие. Хозяйки, конечно, готовили и традиционные пироги, и полукруглые, а также различные обрядовые фигурные хлеба.
Форма æртхурон пирога напоминает солнечный диск с расходящимися из центра лучами. Æртхурон обозначает «огонь солнечный». Бытовал обычай выносить пирог и делить его при восходе солнца, причем глава семьи перед разделом пирога три раза поворачивал его в правую сторону, (что может быть объяснено как подражание движению солнца), – говорит в пользу того предположения, что данный пирог выпекался в честь солнца, некогда почитаемого осетинами. Солнце (хур) в древности было предметом культа в качестве божества «xуp» или «Хурзæрин»» (заря). К «хурзæрину» обращались осетины в новогоднюю ночь с молитвой, в которой просили даровать им хороший урожай.
О змее
Кроме того, те семейства, у которых в доме селилась змея, выпекали в ночь на Ногбон ее изображение. Селившихся в доме змей называли «бынаты хицау» (патрон места). Змею не должны были трогать, тем более убивать ее, во избежание последующих за этим несчастий. Змея, со своей стороны, тоже не вредила никому в семье. Любимым местом пребывания змеи был очаг. «Бынаты хицау» охранял изобилие семье. В ночь под Ногбон выпеченное изображение змеи глава семьи относил в хлев и прятал там, чтобы змеи не вредили последнему. Многие же изображения змеи прятали для Фалвара – покровителя мелкого рогатого скота.
Обычай выпекать изображение змеи в период новогоднего праздника следует отнести к культу змеи, имеющему место в прошлом.
О костре
Обязательным новогодним ритуалом являлось утром нового года во дворе каждого семейства разжигание костров. Дети жарили на костре шашлык из жирного мяса. Юноши прыгали через костёр в надежде, что в течение года они будут защищены от бед. На стол первым долгом подавали æртхурон.
Во время застолья глава семьи произносил традиционную молитву в честь всех святых.
О Цыкурайе фæрдыг
Старшие члены семьи совершали шествие к своей главной семейной святыне – бусине желаний (цыкурайе фæрдыг). Хранили ее всегда в углу женской половины дома. В этот день ее доставали из шкатулки и омывали в молоке. Затем меняли в шкатулке шелковую ткань и вату и помещали туда бусину. Это делал глава семьи.
Отец семейства просил, чтобы бусина принесла домочадцам в новом году благополучие и счастье. Надо отметить, бусину руками не трогали. Ее брали только через шелковую ткань.
Об арвы дуар
Осетины верили, что в новогоднюю ночь по небу несутся небожители (зæдтæ) и посеют среди людей счастье и богатство. Поэтому ближе к ночи рассыпали муку, надеясь, что ангелы оставят на ней следы в знак своего благоволения.
Также существовало поверье, что на Ногбон открывается дверь неба (арвы дуар байгом). Счастливчик, лицезревший это явление, мог рассчитывать, что его желания обязательно сбудутся.
Уже глубокой ночью устраивали стрельбу по мифическим драконам (мæйхортæ – пожиратели луны), а празднование Ногбон продолжалось до самого рассвета.
Наутро раньше всех в доме вставал один из молодых членов семьи и отправлялся к источнику за водой, которой потом сбрызгивал стены и пол жилища. Этой же водой умывался глава семьи, после чего выходил во двор и возвращался с горстью сена (либо с папахой или тулупом). Встав у очага, мужчина произносил: «Мæ къухы цал хъæмпыхалы ис (мæ кæрцы цал хъуыны ис), уал хорзæхы нæ уæд ног азы!» (Да будет в этом доме в новом году столько радостных событий, сколько в моей руке соломинок (сколько ворсинок в папахе или тулупе!). Затем он бросал сено в огонь со словами: «Пусть сгорят нечистые силы, как горит эта солома!» Члены семьи надевали новые наряды, стелили чистую постель.
Разводили утренние костры (Ногбоны æртытæ), возле которых собирались и веселились соседи. Существовало поверье, что в пламени новогоднего костра сгорают беды и невзгоды уходящего года.
Первый гость
Гость, первым переступивший порог дома в первый день нового года, рассыпал на пол зерна кукурузы или пшеницы, желая хозяевам столько счастья, сколько зерен рассыпано на полу. В ответ ему преподносили сладости. Вечером ряженая молодежь ходила по дворам с песнями и танцами. Хозяева угощали их маленькими сдобными булочками в виде фигурок животных или людей (басылтæ).
Народ считал, что ангелы писали судьбу или счастье в течение одной недели нового года.
Многое поменялось в нашей жизни и в праздновании Нового года. Но для народа его суть осталась той же – Ногбон остается одним из самых почитаемых праздников, когда все желают друг другу мира, добра и благополучия. Пусть они пребывают со всеми нами.
Подготовила М. ГАБУЕВА