«Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе!»

В начале года наше общество стало свидетелем шокирующего события – четверо молодых людей изнасиловали несовершеннолетнюю девочку. Брат девочки, не вынеся попреков, покончил с собой. В обществе это преступление и его невероятные последствия вызвали бурю возмущения и заставили по-новому взглянуть на проблему молодежи.

Поколение эпохи грузино-осетинского противостояния принято называть потерянным поколением. Несмотря на спорность такого обобщения, приходится признать, что за два десятилетия в среде новой генерации страны произошла серьезная трансформация системы нравственных и культурных ценностей. При тотальной настроенности на противостояние с внешней угрозой, которая культивировалась в среде подрастающего поколения, на второй план отошла необходимость прививать молодежи высокие нравственные ценности.

Год за годом ржавчина бездушия, заключенная в кокон внутреннего мира, сделала свое дело. И это неудивительно, когда в школе преподаватель говорит о важности отрешенности от материальных благ, о приоритете духовности, о патриотизме, об уважении человека труда, а ребенок за стенами видит совсем другое: широкое бытование   хапуг, нажившихся на подрядах, безнаказанность преступлений, культивирование духа наживы, уничижительное отношение к физическому труду…

Возможно, мы не хотим себе признаваться, но в нашем обществе появилась прослойка молодых людей, которые руководствуются первобытными инстинктами. Проследим, как ведет себя на улице, на общественных и праздничных мероприятиях наша молодежь. Если надо представить пример бескультурья в среде молодежи, то достаточно пройтись по Цхинвалу: развязное поведение, общение друг с другом на мате, неуважение к окружающим. Если раньше не казалось возможным пройти мимо какого-либо правонарушения, рассчитывая на воспитание и на совесть, то теперь, предвидя неадекватную реакцию со стороны нарушителя, мы стараемся поскорее пройти мимо, редко когда вслух высказывая осуждение.

Конечно же, такой тип немногочисленен по отношению к общей массе молодого поколения. Но именно это меньшинство порой создает стандарт поведения, которому в той или иной степени следуют остальные.

Преступление, потрясшее своей циничностью и полной уверенностью в безнаказанности, к сожалению, не было первым в череде подобных. В новейшей истории таких фактов было немало. Было время, когда подонки, мнившие себя защитниками Родины, врывались в дома жителей и уводили девушек прямо перед глазами родителей. И это им сходило с рук. Практически не было года, чтобы не было фактов изнасилования или попыток к этому. Одни факты становились достоянием общества, другие замалчивались. Но много ли на нашей памяти громких судебных процессов?! Эта тема столь деликатна, что порой родители девушек сами старались не придавать широкой огласке факт насилия. Бывало и так, что девушку обвиняли в том, что она сама спровоцировала насилие. Иногда удивительную гуманность проявляли и судьи, оправдывая известное положение о том, что «у нас самый гуманный суд в мире».

Поэтому сегодняшнее преступление – это еще одно проявление общей опасной тенденции в нашем обществе – размывание границы морали, через которую можно переступить, не думая о последствиях.

В формировании человека главную роль играет не государство, посредством институтов образования и воспитания, а прежде всего семья. Именно в семье ребенок получает первые представления о ценностях жизни, познает нравственные табу. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?!», – эта незамысловатая формула, выведенная в детском стихотворении, как нельзя ярко показывает, где познает ребенок азы жизни. Напомним, что в традиционной системе воспитания осетин основополагающую роль играла семья, а уже после – общественные институты.

То, как каждая семья будет воспитывать своего ребенка, является прерогативой отцов, матерей, бабушек и дедушек. Во внутренние дела семьи кроме крайней необходимости государство вмешиваться не может. Но воздействовать на ребенка за ее пределами ему под силу.

В сферу внимания государства ребенок попадает, находясь в детском саду. Здесь у нас относительно все благополучно. С малышами ведется воспитательная работа, их знакомят с основами национальной культуры, прививают любовь к родному языку. Благо материал податливый, не агрессивный. И именно здесь закладывается основа нравственных координат будущей личности. В школе, в вузе воспитание уже идет в сложных условиях, и здесь надо выработать комплекс мер, охватывающий не только образовательную сферу, но и правоохранительную систему, и сферу культуры.

Прежде всего, по нашему мнению, надо возродить единую систему детско-подростковых общественных объединений. Пионеры и комсомол – это не изобретение советской власти, именно на Западе впервые поняли, что через такие сообщества детей и подростков проще всего формировать личность. Движение скаутов и пионеров в Великобритании и США стало образцом для внедрения аналогичной системы воспитания в СССР. Просто в эпоху социализма нам не могли говорить, что прототипы пламенных пионеров и комсомольцев скопированы с деток буржуинов.

Создание организации   должно происходить не в рамках одной-двух школ, а как общереспубликанское движение. Это можно поручить Комитету по молодежной политике, спорту и туризму, предварительно переведя излишнюю нагрузку в виде спорта и туризма в другое подразделение. Слишком важное это направление, чтобы отвлекаться на другие, хотя и вспомогательные этому делу, сферы.

Первое время будет трудно воодушевить ребят на участие в работе новой организации. Не надо бояться трудностей роста, ведь и при зарождении пионерии и комсомола подростки не особенно-то и горели желанием сюда вступать. Здесь главная проблема не в финансировании, не в транспорте и кабинетах, а в наличии энтузиастов. Без живого подхода к делу желание создать что-либо новое, реально действующее заглохнет в формализме и показухе.

Необходимо усилить воспитательные функции школы и других учреждений просвещения (Дворца детского творчества, станций юного техника и натуралистов, спортивных школ). Здесь есть положительные примеры, которые должны стать общей нормой. В учебных заведениях внедрять ученическое самоуправление. Правоохранительным органам активизировать работу инспекций по делам несовершеннолетних, возродить персональное шефство над трудными подростками, не допускать появления в позднее время суток на улицах несовершеннолетних детей.

Соответствующим службам вместе с руководством учебных заведений регулярно проводить медосмотры на предмет предупреждения и выявления фактов токсикомании и наркомании. В учебных заведениях учредить кабинеты психологической диагностики, в которых в обязательном порядке должны наблюдаться учащиеся школ и высших учебных заведений. На каждого ученика и студента было бы желательно завести карточку психологического учета. Подобный комплекс мер надо провести и в организациях силового блока, где работает много молодых людей.

Это только маленькая часть того, что было бы желательно учесть при формировании воспитательного процесса. Тема эта должна стать предметом дискуссии в обществе, результат которой необходимо конвертировать в конкретные решения.

Мы верим, что справедливость восторжествует. Насильники будут наказаны по закону, их родители понесут общественное порицание. Но станет ли это гарантией того, что подобное преступление не повторится?!

В заголовок материала мы вынесли строчку из произведения Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол». Сегодня набат тревоги за молодое поколение звенит для каждого из нас.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»