В конце минувшей недели в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте состоялась научная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения известного осетинского научного деятеля, лингвиста-осетиноведа, соавтора словаря «Топонимия Южной Осетии» Замиры Цховребовой.
Почтить память коллеги, отметить ее заслуги перед югоосетинской наукой в Цхинвал приехали и ученые из Северной Осетии – сотрудники Северо-Осетинского института истории и археологии: доктор исторических наук Алан Сланов и старший научный сотрудник СОИИА Михаил Мамиев.
В работе конференции приняли участие официальные лица, в частности, министр культуры Южной Осетии Мадина Остаева, замминистра образования и науки Элисо Гаглоева, представители научной общественности РЮО. В качестве почетной гостьи была приглашена дочь Замиры Цховребовой Зарина Кораева.
Работу конференции вступительным словом открыл директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты, который вкратце рассказал о научных исследованиях ученого, его большом личном вкладе в югоосетинскую науку. «Нынешняя научная конференция посвящена 85-летнему юбилею известного лингвиста, осетиноведа многогранной личности – Замиры Дмитриевны Цховребовой. К сожалению, ее нет с нами уже шесть лет, но яркий след, который она оставила своим неустанным, многолетним трудом, останется в наших сердцах на многие годы», – сказал Роберт Гаглойты.
С докладом «О жизни и научной деятельности З. Цховребовой» выступил заведующий отделом осетинского языка, старший научный сотрудник ЮОНИИ Юрий Дзиццойты.
Были также представлены доклады сотрудника ЮОНИИ Эльзы Парастаевой «Скифаг нæлгоймæгты нæмттæ Инна, Римма æмæ Пинна», кандидата филологических наук Зои Битарти «Майрæмбон-Параскъеви-Пятница», кандидата исторических наук Ливы Тедеевой «Рагон ирон дамгъæ (тамга) ирон традицион культурæйы».
Собравшиеся с интересом знакомились с выводами и исследованиями выступавших научных деятелей, носивших разноплановый характер.
Каждый доклад имел свою значимость, показывая глубокую степень владения материалом.
Так, к примеру, в докладе доктора исторических наук Алана Сланова был дан детальный историко-этнографический экскурс по одной из областей Осетии – Кударгому.
А. Сланов в своем исследовании перечислил, на какие ущелья делится собственно Кударгом – кударское общество с приведением географических данных. Значительное место уделено сельскохозяйственным занятиям жителей этой части Осетии как в прошлом, так и на более современном этапе.
В докладе приводится и происхождение фамилий ущелья, а также предлагаются различные версии происхождения этнонима «кудар». Перечислив ряд теорий, имеющихся по этому вопросу, исследователь остановился на версии Юрия Дзиццойты, относящего происхождение этнонима «кудар» к скифскому языку. Юрий Дзиццойты в ряде работ убедительно доказывает связь между топонимом K’wydar и областью Skudra на западе Скифии, известной по древнеперсидским надписям. Он считает, что Кудар в буквальном переводе со скифского означает «Скифская земля». На этом основании делается вывод, что основу этногенеза южных осетин – кударцев заложили скифские племена skuda в VII веке до н.э. При этом, первоначально название Skudara распространялась на всю территорию расселения скифов на Центральном Кавказе.
Весьма интересны заключения докладчика по этнографии и этнопсихологии жителей Кударгома.
В докладе другого ученого из Северной Осетии М.Мамиева приводились исторические сведения об аланах, поступивших на военную службу к монгольским императорам и сыгравших значительную роль в завоевании Китая монголами.
В «Юань-Ши», представляющей собой официальную хронику правящей в Китае после его завоевания монгольской династией Юань, приводится много аланских имен, список которых может быть дополнен антропонимическим материалом, содержащимся в переписке аланских военачальников, состоявших в пекинской гвардии монгольского императора династии Юань с Папой Римским. Письма составлены на латинском языке. По словам докладчика, особая ценность хроники Юань-Ши заключается в том, что в них содержатся имена около 38 аланских аристократов, принадлежавших четырем поколениям нескольких влиятельных семей, перешедших на службу монгольской империи. В этих обстоятельных, официальных анналах монгольской династии содержатся описание подвигов и послужные списки аланских военачальников.
«Как известно, впервые монголы столкнулись с аланами в 1222 году, тогда только ценой подкупа союзных им кипчаков элитная часть сильнейшей в мире армии сумела вырвать жизненно необходимую ей победу. На всемонгольском курултае в 1235 году было постановлено обратить победоносный меч «на голову вождей русских и асских, за то, что они поставили ногу состязаний на черту сопротивления». Вторжение, начавшееся в 1238 году, закончилось потерей всей равнинной территории и потерей Магаса, столицы аланского царства. Некоторые князья не оказывали сопротивление и перешли на сторону захватчика. Однако тысячелетняя воинская культура сыграла свою роль – ценой больших человеческих жертв и огромных территориальных и инфраструктурных потерь Алания оказалась едва ли не единственным государством, сумевшим сохранить суверенитет на части своей территории в окружении монгольской империи», – отметил Михаил Мамиев.
По его словам, монголы сумели оценить блестящие военные навыки своих непримиримых соперников и с 50-годов 13 века, когда непрекращающееся противоборство миновало активную боевую фазу, стали приглашать аланских аристократов и их дружинников на службу империи. «Очевидные преимущества такого военного сотрудничества оказались сильнее требования основного и непререкаемого закона монголов по отношению к не покорившимся народам. Аланы или ясы, которых монголы называли асудами, вошли в состав императорской гвардии, включая ее особо элитную часть – гвардейскую стражу и личную охрану императора, сыграв огромную роль в завоевании Южного Китая. Асуды, составлявшие передовые отряды наступавшей армии, и получали высокие награды, чины, обширные земли. Со временем они стали частью правящей элиты монгольской империи Юань», – сказал также Михаил Мамиев.
В заключение докладчик отметил, что после многолетней кровопролитной борьбы империя Юань пала. Последний монгольский император ушел из Пекина в старую столицу великих ханов в Каракум, сопровождаемый гвардейским отрядом асудов. Они частью поселились на востоке внутренней Монголии, где участвовали в войнах с империей Минь и западными монголами и ассимилировались в 17 веке.
Безусловный интерес участников конференции вызвал также доклад научного сотрудника ЮОНИИ Коста Кочиева, посвященный исследованию скифской мифологии и верований. В частности, речь шла о богине Гестии и ее месте в мировоззрении скифов.
По окончании рабочей части научной конференции коллеги Замиры Цховребовой, ее друзья по жизни поделились своими воспоминаниями. Много теплых, душевных слов в ее адрес было сказано старшим научным сотрудником ЮОНИИ Ириной Бигулаевой. Не были забыты и заслуги ученого, которая вместе с коллегами по научной работе принимала активное участие в прорыве информационной блокады в период грузино-осетинского конфликта. Друзья и коллеги вспоминали ее и как человека необыкновенно богатой духовной культуры. Она превосходно разбиралась и в искусстве, часто цитировала своего любимого писателя Льва Толстого. Особая утонченность и одухотворенность ощущалась и в ее каждодневном поведении. Таким она запомнилась и в работе, и в дружеской беседе. Ибо жизнь и работа этого человека составляли единое, нераздельное целое, подчиненное общим законам красоты и вдохновения.
И. Тедеева