Национальный музей. Системная работа

Открытие нового Национального музея Южной Осетии немногим более двух лет назад стало поистине знаменательным событием в жизни Республики. Долгое время он ютился в аварийном здании в районе старого Цхинвала без должных условий, и практически не выполнял ни одну из своих задач как социальный институт. И только в 2014 году благодаря помощи России он обрел второе дыхание. В музее были созданы все условия, необходимые для работы сотрудников, обозрения и хранения экспонатов, и он смог приступить к своим прямым функциям – документированию, популяризации истории и культуры Южной Осетии, образованию и воспитанию молодого поколения, организации досуга.

«К открытию музея мы подготовили много архивного этнографического материала, – рассказывает заведующая отделом фондов Лиана Санакоева. – Накануне успели привезти артефакты из Тлийского могильника, ставшие настоящей жемчужиной нашей коллекции. Посетители, успевшие подзабыть, что в нашем музее есть на что посмотреть, с огромным интересом знакомились с действующей экспозицией, которую составили самые интересные и хорошо сохранившиеся материалы, в частности, каменного, бронзового и железного века. Параллельно с плановой работой по организации праздничных и памятных мероприятий, с декабря 2015 года мы делаем то, что не делалось в течение почти тридцати лет – ведем инвентаризацию музейных фондов. Это долгий и скрупулезный процесс. Но я с удовлетворением могу отметить, что мы проделываем большую и нужную работу на многие годы вперед».

Исходя из книги поступлений по части археологии в музей принято 1870 инвентарных номера, в том числе предметы Тлийской бронзы из коллекции Баграта Техова, куда входят 8 700 экспонатов. Около 600 экспонатов приняты от ЮОНИИ им. Ванеева, 1300 предметов из Царциатского могильника переданы в дар музею известным этнографом Русланом Джатиевым. По этнографической линии в фонды и экспозицию принято около 700 инвентарных номеров, куда вошли предметы осетинского быта, материалы о писателях, медиках, сельском хозяйстве, о Госансамбле «Симд», спорте и др.

Лиана Санакоева и младший научный сотрудник отдела фондов Эльвира Болатаева работают над инвентаризацией фонда фотоматериалов и документов, куда входят материалы 1905-1917 годов, послереволюционный период и советский период: сведения об истории КПСС, промышленности, медицине, сельском хозяйстве, спорте, науке, образовании, художниках, писателях и т.д. Уже обработано более половины этих материалов. На данный момент идет работа над материалами Госдрамтеатра.

«В трагические для нашего народа 90-е музей пришел в упадок, – вспоминает Лиана Санакоева. – В ненадлежащих условиях хранения испортились многие экспонаты, фонды не раз обкрадывали, часть инвентаризационных книг из-за ветхости невозможно прочитать. Поэтому с открытием нового музея назрела необходимость полной инвентаризации.

Инвентаризация – это основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов. Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие к нам в постоянное пользование. Они систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания.

Такое разделение облегчает их изучение и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения.

В нашем музее предметы систематизируются по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. Теперь каждый экспонат у нас проходит с научным паспортом, со своей фондовой карточкой, по которой его легко найти в фондохранилище».

Лиана Санакоева работает в Национальном музее 13 лет, и считает свою работу очень важной и нужной обществу.

«Где бы человек ни работал, нужно любить свое дело и выполнять его от души, серьезно и ответственно, – уверена Лиана Санакоева. – Музейная работа это живой, познавательный процесс. Интерес к истории родного края необходимо культивировать, особенно в молодых людях. Исследовать вехи истории – увлекательнейшее занятие. Каждая из них может многое рассказать о том, как мы жили, развивались, каковы были уклад и нравы предыдущих поколений. Это то, что собой представляет наше общество в ретроспективе. Не зная прошлого, мы не сможем строить завтрашний день».

По словам Лианы Санакоевой, у музея полно планов на будущее. Руководство музея в лице директора Мераба Зассеева старается держать руку на пульсе современных тенденций музейного дела. Музей нацелен на развитие по всем направлениям: на повышение квалификации сотрудников, на сотрудничество с музеями РФ, обмен опытом с зарубежными коллегами. Конечно, не все задумки удается претворить в жизнь, так как все упирается в наличие средств для их осуществления. Но работа над решением проблем идет на всех уровнях.

К. ВАЛИЕВА