Нарушителям – более жесткое наказание

20 марта руководитель Пограничной службы КГБ РЮО для подведения итогов работы по усилению мер на государственной границе в период Олимпийских игр в Сочи, дал брифинг работникам средств массовой информации республики. По его словам, работники погранслужбы постарались выполнять те задачи, которые на них были возложены в более жестком режиме. «Тем не менее, в результате мероприятий, проводимых по охране государственной границы совместно с нашими коллегами – Российским пограничным управлением ФСБ РФ в РЮО, с оперативным составом КГБ мы получили ощутимые результаты, касающиеся пресечения противоправной деятельности как на государственной границе с Грузией, так и на границе с Российской Федерацией. Результатом нашей работы стало то, что среди тех граждан, которые являются для нас объектом повышенного внимания – лица, пребывающие на территории республики на определенных условиях, была проведена серьёзная профилактическая работа, направленная на недопущение различных правонарушений и преступлений и поддержание в этой среде нормальной обстановки.

В первую очередь речь идет о гражданах государств, пребывание которых на территории РЮО связано с определенными условиями. Это лица, участвующие в восстановительных работах республики, граждане государств Содружества – Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Украины и т.д. По своим национальным паспортам они не имеют права пересекать государственную границу РЮО, поскольку у нас с данными государствами нет взаимного признания и их документы не являются для нас документами, которые мы признаем в качестве документа, удостоверяющего личность и дающего им право на пересечение границы в соответствии с законодательством РЮО. В связи с этим выработан механизм, в соответствии с которым решение на пропуск этих граждан принимает Министерство иностранных дел Республики и нам предоставляет право и полномочия на пропуск этих лиц работать на территории Южной Осетии. Ограничения коснулись пропуска той категории граждан, которые приглашались частными лицами. Что касается лиц, приглашенных в частном порядке, мы ограничили и даже прекратили их приезд на период проведения игр в Сочи», – рассказал в начале встречи первый заместитель председателя КГБ.

По его словам, по результатам проводимых мероприятий было установлено, несмотря на то, что на территории республики пребывает достаточно большое количество иностранных граждан, тем не менее, контроль за их пребыванием и осуществлением их производственной деятельности осуществляется как правоохранительными органами, так и самими работодателями.

Вместе с тем, было отмечено, что достаточно большое количество граждан из числа рабочих не всегда своевременно продлевают в миграционной службе сроки пребывания на территории Южной Осетии, и оказываются нарушителями правил пребывания на территории республики. Поэтому некоторым из них, нарушившим миграционный учет, было предложено покинуть республику или восстановить свои правовые позиции для продолжения работы на территории РЮО.

Как отметил в ходе брифинга руководитель Пограничной службы КГБ РЮО, за полтора месяца было зафиксировано 28 фактов нарушения пограничного режима и режима государственной границы РЮО. Из них из Грузии в РЮО – 14 человек, в обратном направлении – 3 человека, на въезде в Южную Осетию из России – 6 человек, нарушения пограничного режима – 28 человек. В процессе проводимых мероприятий на въезд в РЮО было отказано 20 лицам. Говоря о категории задержанных лиц, то они распределились следующим образом: граждан Грузии – 7, граждан РЮО – 30, граждан РФ – 4, граждан Узбекистана – 3. В отношении лиц, задержанных за различные правонарушения в сфере охраны государственной границы, Цхинвальский районный суд к административному штрафу с выдворением за пределы РЮО в Грузию подвергнул 5 человек (сумма штрафа – 16 тыс. руб. суммарно), за пределы РЮО в Россию – 3 человека (сумма штрафа – 15 тыс. руб. суммарно). В соответствии со статьей 14 закона о государственной границе РЮО выдворен 1 гражданин Грузии, как лицо несовершеннолетнее, без применения каких-либо санкций. За пособническую деятельность лицам, нарушающим государственную границу с Грузией, в их подвозе и доставке в населенные пункты, расположенные в непосредственной близости от государственной границы, а также непосредственно к самой линии госграницы, официальные предостережения были вручены более 10 гражданам Южной Осетии. После этого будут рассматривать этих лиц, как соучастников преступлений, предусмотренных законодательством в сфере охраны государственной границы.

«Что касается противоправной деятельности на государственной границе, то за последнее время наблюдается ситуация, когда, может, по незнанию закона, неосознанно, или осознанно, становится лицом, замешанным в совершении преступления, которое квалифицируется статьей 322 «Незаконное пересечение государственной границы». Лицо, оказывающее содействие в нарушении госграницы, привлекается к уголовной ответственности так же, как и лица, совершающие нарушения. Статья состоит из трех частей: первая – совершенное одним лицом, вторая – группой лиц, третья – по предварительному сговору и с применением силы.

В розыске находятся шесть человек, которые незаконно пересекли государственную границу. Пятерым гражданам Азербайджана было отказано во въезде в Южную Осетию, но, тем не менее, гражданин Южной Осетии ввез их на территорию республики, при этом проигнорировав требование пограничного наряда, создав угрозу пограничникам, выполнявшим свои задачи в пункте пропуска Верхний Рук. Подобный поступок лица, оказавшего пособничество в нарушении границы, подпадает под часть 3 статьи 322, предусматривающую лишение свободы сроком до шести лет. Также сталкиваемся с такими фактами, когда собираются родственники, друзья и начинают оказывать давление на решение привлечения к ответственности лиц, задержанных за различные правонарушения. Такие действия тоже имеют четкое определение в уголовном кодексе, и лица, которые создают препятствия должностным лицам при выполнении своих функциональных обязанностей, могут рассматриваться как лица, допускающие правонарушения и привлекаться к различным видам ответственности – административной или уголовной», – отметил Сергей Колбин. «Мы сейчас работаем над новым законом, который поможет нам более эффективно пресекать подобные нарушения в сфере охраны государственной границы. Сегодня остро стоит вопрос о том, что ответственность за нарушение должна ужесточаться, потому что очень много вольностей, которые не работают ни в пользу населения, ни в пользу государства», – подчеркнул С. Колбин.

Что касается документов на право пересечения государственной границы, то это определено Постановлением Правительства РЮО от 20 ноября 2010 года, в котором говорится: «Установить, что временно до заключения соответствующих соглашений выезд из РЮО и въезд в нее граждане республики осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РЮО за пределами территории Республики. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Республику и выезде из нее предъявить действительный документ, удостоверяющий личность, признаваемый Республикой Южная Осетия в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором РЮО или Указом Президента республики. Это основополагающий пункт, который определяет порядок въезда в республику и выезда из нее».

«Помимо пунктов пропуска, которых на сегодняшний день в республике два, определенных данным постановлением – это Верхний Рук для сообщения с РФ, и перспективный пункт пропуска на южной окраине Цхинвала для сообщения с Грузией. Второй пункт не функционирует, так как у нас нет соглашений с сопредельной стороной. В настоящее время сообщение через государственную границу осуществляется на отдельных направлениях – в Ленингорском районе упрощённое пересечение государственной границы в пункте пропуска Мосабрун, и в Дзауском районе населенные пункты Синагур и Перев – Карзман, предназначенные для граждан, проживающих в Карзманском ущелье. В этих местах было предусмотрено осуществление пропуска лиц через государственную границу по справкам установленного образца и определенных постановлением Правительства РЮО. Эти справки действуют и по настоящее время, но срок их действия истекает. Нами было предложено Правительству рассмотреть постановление по изменению порядка пропуска через госграницу в части, касающейся документального оформления. В целом порядок пересечения госграницы останется без изменений, за исключением того, что меняется форма документа, которая дает право на пресечение государственной границы. Этот документ выдается гражданам тех населенных пунктов, которые определены в постановлении и которые пока не имеют паспортов гражданина Республики Южная Осетия.

Кроме того, если раньше согласно предыдущему постановлению справки выдавались райотделом внутренних дел, то в соответствии с подписанным 20 февраля 2014 года Постановлением Правительства, пропуска нового образца будет выдавать Пограничная служба РЮО. Это позволит упростить контроль за выданными документами, поскольку ранее получалась двухступенчатая система – органы внутренних дел выдают документы, а мы контролируем и согласовываем их использование. Для того, чтобы ускорить этот процесс и более динамично работать с населением, мы эту миссию взяли на себя, и будем напрямую выдавать эти документы гражданам, имеющим право на пересечение границы с Грузией в упрощенном порядке», – подробно рассказал журналистам руководитель Пограничной службы.

Новый пропуск представляет собой документ, удостоверяющий личность владельца. В нем указаны фамилия, имя и отчество владельца, имеется место проживания и фотография.

По словам Сергея Колбина, были высказаны критические замечания от руководства Ленингорского района в их адрес, которые были учтены руководством погранслужбы.

Как отметил Сергей Колбин, главное замечание заключалось в том, что количество документов на право пересечения границы значительно превышало количество жителей Ленингорского района. «По имеющимся у нас данным, количество справок, выданных только в Ленингорском районе, превысило 6,5 тысяч. При этом в Ленингорском районе на данном этапе постоянно проживает 4 – 4,5 тысяч человек, учитывая и жителей тех населенных пунктов района, которые не имеют право на пересечение границы в упрощенном порядке. Одним словом, предмет для размышления был!

Для того, чтобы заменить справку на пропуск, необходимо два месяца. Но в соответствии с постановлением от 1 мая справка прекращает свое действие, и, исходя из этого, до 1 мая мы должны обеспечить всех граждан пропусками нового образца, чтобы жители имели возможность пересекать границу. Население уже проинформировано о замене справок, все технические вопросы решены, и мы уже готовы работать по обеспечению граждан, имеющих право на пересечение госграницы в упрощенном режиме, новыми пропусками. Пограничной службе поставлена задача, и мы ее выполним по срокам», – заверил представителей СМИ первый заместитель КГБ РЮО.

«При этом право жителей приграничных населенных пунктов на выезд из Республики Южная Осетия может быть временно ограничено в случаях, если они работают со сведениями, отнесенными к государственной тайне, призваны на военную службу, являются подозреваемыми, либо привлечены в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда, осуждены за совершение преступления, – до отбытия наказания или до освобождения от наказания, уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, – до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами, сообщили о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Южная Осетия», – сказал генерал-майор.

Что касается прохождения госграницы, то Пограничная служба позиционирует ту границу, которая досталась в наследство на картографических документах от Советского Союза. «Граница является линией разграничения хозяйствующих субъектов, и четкого обозначения на местности этой границы, к сожалению, не всегда можем найти. Поэтому мы работаем по карте, с помощью специальных приборов определяем точку стояния, и определяем прохождение государственной границы. Что касается оформления границы, то он осуществляется в двухстороннем порядке между государствами. Мы же работаем в одностороннем порядке, и это вызывает определенные трудности. Во-первых, уважая права сопредельного государства, обозначения государственной границы мы не стали делать по линии прохождения на местности, а обозначили их дорожными указателями на глубине 100 и 50 метров. Это дает нам право вести разговор с нарушителем, как с лицом, совершающим противоправное действие на госгранице. Во-вторых, заградительные сооружения выполняют две функции – информационную и карантинную. При наличии таких заборов резко снижается вероятность ухода скота на сопредельную территорию и другие негативные моменты непосредственно на госгранице. Мы изначально не были сторонниками прохождения забора по линии разграничения. В результате мы столкнулись с неправильным трактованием как с нашей стороны, так и с грузинской. Грузины посчитали, что территория за забором – это территория Грузии, что неправильно, а наши посчитали, что отдали эти земли грузинской стороне, что тоже неправильно. Поэтому впоследствии мы решили проводить заградительные сооружения по линии границы», – завершил брифинг Сергей Колбин, и подчеркнул, что приграничная территория – это территория, на которой вводятся определенные ограничения, и на сегодняшний день Погранслужба относит километровую полосу местности вдоль госграницы, определенную законом РЮО. В этой полосе осуществляется разрешительная система производства работ.

А. ДЖИОТЫ