Человек за время своей истории жил в потоке нескольких типов времени, имевших разные формы. Сложное представление о времени отразилось в календаре и связанных с ним названиях сезонов года, месяцев, дней недели.
Народный календарь осетин опирается на времена года. Месяц исчислялся от новолуния до новолуния и состоял из 28 дней, или четырех недель.
Год по-осетински – «афæдз», месяц – «мæй» (этим словом определяется также луна); неделя называется «къуыри». У каждого праздника был свой день недели. В соответствии с таким календарем осетины регулировали и сроки сельскохозяйственных работ. Осетины судили о начале весенне-полевых работ и по различным природным явлениям, например, прилету и отлету птиц. Особенное внимание обращали на трясогузку («дзывылдар»), второе название которой было «хуымгæнæны цъиу» («птица пахоты»). Ласточки в горную местность прилетали поздно. Когда весной прилетала первая ласточка, говорили, что наступило теплое время. С осенним отлетом журавлей связывалось наступление холодов.
Выдающийся русский ученый Всеволод Миллер в 80-е гг. XIX в. отмечал: «Осетины различают времена года следующим образом: 1. Зымæг – зима; 2. Рагуалдзæг – ранняя весна; 3. Уалдзæг – весна, первая половина лета, приблизительно май и июнь; 4. Фæззæг – лето, начиная с покоса и до листопада; 5. æрæгвæззæг – позднее лето, т. е. осень, с появления инея и с листопада до снега. Деление более крупное распределяет год на две половины: теплое время – сæрд и холодное время – зымæг».
В мифопоэтической модели мира времена года могли изображаться через цвета.
В осетинском фольклоре смена природных явлений могла соотноситься и с игрой на музыкальных инструментах. Когда у нарта Ацамаза сломалась волшебная свирель, началась зима, а когда он заиграл на чудом собранной свирели, пришла весна. По традиционным представлениям осетин день приходит и наполняется событиями по Божьей воле. Поэтому когда осетины приветствуют друг друга, они поручают себя Его покровительству:
– Дæ бон хорз! (Да будет добрым твой день!) – Кæй бон у, Уый хорзаех дæ уæд! (Чей это день, пусть Тот благоприятствует тебе!)
Вместе с тем дни недели переданы Богом под покровительство разных святых.
Понедельник («къуырисæр») считался днем святого Уацилла, покровителя хлебных злаков и урожая. Вторнику («дыццæг») покровительствовал святой Уастырджи. У дигорцев вторник так и называется – «георгибон». Согласно представлениям осетин, Уастырджи собирался в путь только по вторникам. Считалось, что все добрые начинания вторника увенчаются успехом. Среда («æртыц-цæг») была связана с покровителем места – Бынатыхицау. В ночь со вторника на среду («æртыццæг æхсæв») в третью неделю после Нового года осетины отмечали «Хæйрæджыты æхсæв». Четверг («цыппæрæм») – это день, связанный со всеми святыми и с поминанием предков. Пятнице («майрæмбон») покровительствовала святая Мады Майрам. Предания. В отличие от сказаний, которые сказитель исполнял нараспев под аккомпанемент струнного фандыра, предание («mаурæгъ») существовало в форме прозаического рассказа.
Как в нартовском эпосе представлена мифопоэтическая картина отдаленного прошлого, так реальная и относительно недавняя история народа воспроизведена в исторических преданиях, которые осетины называли «фыдæлты таурæгътæ» (в буквальном переводе «предания о предках»).
«Фыдæлты таурæгътæ» – это историческая память народа, прозаические рассказы о происхождении осетин, генеалогические предания отдельных осетинских обществ и фамилий, предания об иноземных захватчиках и социальных конфликтах. Например, в преданиях об Ос-Багатаре и его сыновьях приведена народная версия происхождения всех осетин, в предании о баделиатах рассказывается об истории дигорской аристократии, предание о Чермене повествует о борьбе между кавдасардом и его знатными родственниками.
Вместе с тем слово «таурæгъ» в осетинском языке обозначает еще два жанра несказочной прозы – легенды и былины.
Легенды рассказывают о деяниях святых и имеют религиозное содержание. Например, в легенде «Уастырджи и три брата» («Уастырджи æмæ æртæ æфсымæры») рассказывается о том, как святой Уастырджи, представившись бедным путником, выявляет пороки и добродетели людей. В легенде «Роща Хетага» («Хетæджы къох») представлена чудесная история появления почитаемой всеми осетинами священной рощи, которая является природным храмом Уастырджи.
Подготовила З.ГАССИЕВА