Мурат Шавлохов наполнял жизненными силами все, что привлекало его как живописца

29 января в республиканской библиотеке им.Анахзарсиса состоялся вечер памяти, посвященный 78-летию народного художника РЮО Мурата Шавлохова. Здесь же состоялось открытие выставки художника

В этот зимний январский вечер вспоминали человека, так рано ушедшего из жизни, говорили о его богатом наследии, замечательных картинах, которые навсегда сохранят память о нем в сердцах почитателей его таланта. Когда-то балетмейстер Мэлс Шавлохов так отозвался о большом художнике Мурате Шавлохове: «Времена меняются, общественно-политические и художественные ориентиры меняются подчас быстрее, чем нам хотелось бы. Но были и остаются вечные идеалы, которые нужно защищать и в дни войны, и в мирную пору. Мурат Шавлохов делает это со страстной убежденностью, талантливо и с большим мастерством. Он утверждает себя как творческая личность, живет современностью, ощущает свои корни в прошлом, связан с сегодняшним днем и, следовательно, предопределяет его будущее. Убеждения замечательного художника определяют его замечательную скромность, благожелательную доверчивость и поразительное отсутствие тщеславия». Об этом говорили и присутствующие. Почтить память великого художника пришли его коллеги, представители научной и творческой интеллигенции, законодательной власти и все, кто является почитателем таланта Мурата Шавлохова.

За годы работы в редакции мне часто приходилось общаться с этим замечательным человеком, и каждый раз он подчеркивал, что творчество его глубоко национально. «Ведь только через призму национального твое творчество получает возможность стать общечеловеческим», – любил замечать мастер. Он возможности своего творческого эго находил как в графических техниках: офорте, линогравюре, акварели, так и в масле, но наиболее близка была художнику акварель. Его акварели – светлые, живые и дышащие улицы и скверы родного города, озаренные солнцем или омытые дождем дома и церкви, горные ущелья Осетии и залитые солнцем и нежностью букеты цветов. И все это пронизано любовью к родной стране.

Каждая работа художника учит любить Осетию, ее природу и людей. Об этом на вечере говорил и председатель Союза писателей РЮО Мелитон Казиты. «Мурат Шавлохов одновременно удачно работал в нескольких жанрах. Но мне кажется, все-таки любимая техника художника была акварель. Отточенная непрестанной работой и поисками на протяжении многих лет его техника акварельной живописи уникальна. Пронизанные светом, наполненные сложной цветовой гаммой акварели несут радость жизни и надежды. Автор видит одну задачу – через изображение природы прикоснуться к чувственному восприятию зрителя, вызвать глубокие внутренние эмоции», – подчеркнул Мелитон Казиты.

Вспоминал художника и его друг, директор Государственного Лицея искусств им.Аксо Колиева Лаврентий Касоев. «Мурата Шавлохова по праву можно назвать одним из ярких представителей художественной общественности Южной Осетии. Его работы уникальны. Но все дело в том, что подрастающее поколение не имеет возможности знакомиться с творчеством наших художников, поскольку в республике нет ни художественной галереи, ни музеев, ни других очагов искусства. Естественно, такое положение негативно сказывается на развитии югоосетинского художественного искусства, а вместе с тем, со временем, забываются и имена художников, составляющие золотой век осетинского живописного искусства».

Работы Мурата Шавлохова украшают многие художественные галереи и частные коллекции как в России, так и за рубежом. Его полотна, графические листы привлекают зрителя не только своей колоритностью и композиционной завершенностью, но и оригинальной манерой художественного почерка. Они выполнены в основном с натуры, но сохраняют ощущение многообразия и сложности, неповторимости, увиденных когда-либо жанровых сценок, лиц людей, интерьеров, предметов… Они словно медитации с кистью в руке на темы жизни, истории, культуры разных народов. Через общение с природой художник все глубже постигает ее суть. Это в сочетании с необычайной остротой видения, присущее мастеру, помогает достичь живописными средствами удивительного сплава жизненной правды и воображения, который так очаровывает зрителя в акварелях художника, представленных на выставке: «Вечер в горах», «Двор в Згубире», «Двор в Ермане», «Село Едис», «Село Брытат», «Утро в горах» и другое. Художнику легко открываются характерные черты различных времен года, в этом многоголосье органично звучит неповторимость каждой поры, чутко выявленной мастером. Но осень, пожалуй, главная в его песнях о горном ландшафте: «Осень в горах», «Пора сенокоса» и др. Необычайно интересны на выставке смотрелись работы мастера «Фамильная башня», «Башня Мамсуровых» и другие. Если у других художников башни – скорее фиксация памятников на подходящем природном фоне, то у Мурата – предложение взглянуть на башни как на часть самой природы. Таким образом, художник наполняет жизненными силами все, что привлекает его как живописца – даже, казалось бы, «мертвые стены».

Немного из жизни художника

Будущий художник с малых лет был погружен в атмосферу высокой духовности и творческого горения. После окончания Цхинвальского художественного училища он поступает на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им.Герцена. Здесь в классе известного художника профессора Николая Павлова он выносит на суд зрителей свое дипломное сочинение – серию работ из пяти листов в линогравюре «Осетинские нартские сказания». Выбор такой темы был не случайным. Позже художник создает целый цикл графических листов, посвященные нартской тематике «Урузмаг и Сатана» (линогравюра), «Бой Батрадза» (линогравюра), «Хамыц на охоте» и др.

По окончании института Мурат Шавлохов начинает педагогическую деятельность в Ленинградском художественном училище на факультете рисунка и живописи. В то же время он становится членом молодежной организации ленинградского отделения Союза художников. Работы мастера неоднократно экспонировались на многих выставках ленинградских художников. Впоследствии красоты Ленинграда найдут свое отражение в графических произведениях художника. «Мост Ленинград через Фонтанку», «Воронья гора Ленинградской области» и многие другие. В 1975 году Мурат Шавлохов вернулся в родной Цхинвал. Долгое время преподавал в Цхинвальском художественном училище им.Туганова. Затем был назначен его директором. Позднее возглавил югоосетинское отделение Союза художников. Затем тридцать лет проработал директором детской художественной школы.

Детская художественная школа стала моим вторым домом

Мурат Шавлохов не любил рассказывать о себе. Зато всегда сияло радостью его лицо, когда он рассказывал о детской художественной школе. Каждый раз, когда я просила его рассказать о проблемах, стоящих перед художественной школой, он всегда желал говорить об ее успехах. Его воспитанники не раз становились участниками международных выставок детского творчества в Болгарии, Югославии, Чехословакии, в Нью-Йорке, Вашингтоне. В 2003 году работы учеников Мурата Шавлохова экспонировались во французском городе Кольмаре. Были несколько раз представлены на республиканском конкурсе детского рисунка «Мой дом, мой край, моя страна» во Владикавказе. «Школа у нас достаточно серьезная, – любил подчеркивать художник, чтобы дать хорошую профессиональную подготовку, но больше всего меня волнует основная задача – научить будущих художников мыслить, думать, чтобы пробудить в них способность, проникнуть в суть явлений, соединить их и, конечно же, осознать, что искусство прежде всего должно быть национальным».

Мурат Шавлохов удостоен званий: заслуженный деятель искусств РЮО, народный художник РЮО, заслуженный педагог РЮО, заслуженный художник ГССР. Художник был выдвинут и на соискание государственной премии им. К.Хетагурова. Но, к сожалению, не дождался ее при жизни. Не дожил до оглашения результатов комиссий. И хотя вопрос был решен положительно, до сих пор нет официального уведомления о присвоении художнику столь престижной государственной премии.

А. ГЕРГАУЛОВА