Место для шага вперед

Ноябрь месяц в новейшую историю Южной Осетии навсегда вошел в качестве водораздела, ознаменовавшего переход национального самосознания южных осетин на принципиально иной уровень.

Если до этого привитое советской властью законопослушание и пиетет перед союзным центром тотально доминировали над общественным сознанием в Южной Осетии, то появление сотен «икарусов», заполненных вооруженными звиадистами, у стен города Цхинвал, заставило югоосетинское общество по-другому оценить свои силы и готовность к дальнейшей борьбе. Ну а то, что колонну возглавляли лидеры ЦК Компартии Грузии вместе с верхушкой МВД ГССР, довершило картину.

Инертность, склонность уповать на директивы, спускаемые сверху, в критический момент остались в стороне, освободив место для шага вперед.

Впрочем, несмотря на решающий характер событий ноября 1989 года, никто не предполагал, что они станут началом Отечественной войны осетинского народа. Ее история еще ждет своих исследователей, которые должны сохранить и передать последующим поколениям не только факты и анализ процессов, происходивших тогда в Южной Осетии и вокруг нее, но и атмосферу, царившую в обществе.

Как позже признавались участники провалившегося марша на Цхинвал, они никак не могли предполагать, что горстка безоружных молодых ребят осмелиться преградить им путь. Им мерещилось, что где-то сидят в засаде вооруженные группы коварных «осетинских экстремистов», готовые открыть огонь по «соколам» Звиада.

После длительной массированной кампании по оказанию давления на Южную Осетию, националистическое движение в Грузии полагало, что с учетом соотношения сил решить югоосетинский вопрос не составит труда.

Уже летом 1989 года из всех государственных учреждений и организаций, а также силовых структур тогда еще ГССР были уволены практически все сотрудники осетинской национальности. Затем начались притеснения и массовые грабежи осетинского населения во внутренних районах Грузии, у них отнимали дома, автомобили и имущество. Как естественная защитная реакция летом 1989 года в Цхинвале начались массовые народные выступления и митинги, которые приняли систематический характер. Была объявлена бессрочная забастовка, почти каждый день проводились многочисленные митинги, вначале на городском стадионе, а затем на центральной площади Цхинвала.

Список требований митингующих был прост – сохранение в Южной Осетии русского языка в качестве государственного и прекращение антиосетинской информационной кампании.

Впрочем, центральные власти предпочли не реагировать на протесты.

Одновременно с антиосетинской кампанией, грузинские националисты провоцируют межэтнические столкновения с азербайджанским населением в районах Марнеули, Болниси, Дманиси, инциденты на межнациональной почве в Кахетии, где жили лезгины, в Месхетии, где жили армяне. Из Грузии вынужденно эмигрировали греки и русские духоборы.

Обостряются и грузино-абхазские отношения. Новым катализатором в деле эскалации напряженности стали проекты законов Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР». В проектах законов были сильно ущемлены и урезаны права Юго-Осетинской автономной области (в части изменения границ ее территории, районного деления, отсутствие права на законодательную инициативу, права вето и т.д.). Законопроекты широко обсуждались в Южной Осетии, вызвав возмущение общественности. Была создана комиссия при облисполкоме по выработке предложений по законопроектам.

26 сентября состоялась XI сессия Юго-Осетинского областного совета народных депутатов, которая одобрила «Предложения о внесении изменений и дополнений к проекту Конституции Грузинской ССР от Юго-Осетинской АО». Эти предложения, конечно же, не были учтены Верховным Советом ГССР. На этой же сессии областного Совета была принята Программа развития осетинского языка, предлагавшая в качестве государственных языков в Юго-Осетинской области осетинский, русский и грузинский языки.

Стало ясно, что статус автономной области не позволяет защитить элементарные права южных осетин. Поэтому было принято решение просить республиканское и союзное руководства о повышении статуса до автономной республики, которая имела бы больше прав касательно использования национального языка и сохранения границ.

10 ноября чрезвычайная XII сессия Юго-Осетинского областного совета приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе ГССР и обратилась к Верховному Совету ГССР рассмотреть это решение.

Вместо диалога и переговоров, президиум Верховного Совета ГССР 16 ноября отменил решение сессии Юго-Осетинского областного совета о преобразовании автономной области в автономную республику, признав его неконституционным и не дав ему правовой оценки, хотя этот вопрос был в компетенции только Верховного Совета. На заседании президиума от Южной Осетии никто не был приглашен, даже депутаты Верховного Совета ГССР от Южной Осетии. На сессии Верховного Совета Грузинской ССР была создана Комиссия по изучению вопросов, поставленных в связи со статусом Юго-Осетинской автономной области. На этой же сессии был принят Закон Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Грузинской ССР», в котором не были учтены предложения от Южной Осетии. Решения президиума и сессии Верховного Совета ГССР сопровождалось подготовкой националистических организаций к давно запланированному митингу в Цхинвале.

Получив информацию об этом, 19 ноября с целью предотвращения похода на Цхинвал представители осетинской и грузинской интеллигенции Южной Осетии выехали в Тбилиси. На встречах с Гамсахурдиа и другими лидерами грузинских националистов они пытались убедить их воздержаться от силовой акции. Однако реакция на мирные предложения была отрицательной.

Более того, лидер Народного фронта Грузии Нодар Натадзе прибыл в Цхинвал с «Обращением к осетинам Цхинвала и Дзауского района», в котором содержались оскорбительные выпады против осетин. В частности, законные требования Совета депутатов Южной Осетии были названы безумными. В обращении содержался открытый намек на то, что судьба осетинского населения в будущей Грузии будет зависеть от их покорности. «…Объясните своим детям и внукам, что вы живете на земле Грузии и потому обязаны уважать Грузию! Вы вместе с нами должны бороться за независимость Грузии…», – подобные ультимативные и оскорбительные требования, разумеется, не могли не вызвать дополнительного раздражения в Южной Осетии.

К тому времени для проведения марша у грузинских националистов все было уже готово, вплоть до объявления в газете «Сакартвело» о предстоящем митинге в Цхинвале и обязательном участии грузин со всей республики.

Объявление заканчивалось словами: «…В этот день в Цхинвали двинется вся Грузия. В митинге примут участие национал-политические партии и организации Грузии. Транспорт мобилизован. Все к Цхинвали! С нами Бог! Да здравствует независимая Грузия!».

Организаторы этого крестового похода против осетин были уверены в своем успехе. 23 ноября многотысячная колонна «митингоносцев» (по разным оценкам от 30 до 60 тыс. чел.) на более чем 400 автобусах и машинах из Тбилиси и других мест Грузии подошли к Цхинвалу. Среди них было много вооруженных боевиков. Однако совершенно неожиданно для них путь перегородили безоружные парни, взявшиеся за руки.

Спустя некоторое время к въезду в город устремилось все население Цхинвала, на ходу выдергивая железные колья из ограждений и срочно «вооружаясь» палками. Все охотничье оружие было предусмотрительно изъято у населения Южной Осетии, чтобы минимизировать их и без того небольшие шансы на оказание сопротивления.

Сегодня многие спорят и пытаются выяснить, кто же был в первых рядах. Однако это в данном случае детали, главное же заключается в том, что мужество в тот день проявило практически все население Цхинвала. Кто-то оказался в первых рядах, быстрее добравшись до места, другие пришли позже, но это не умаляет их решимости точно также стоять до конца и не пропустить противника в столицу Южной Осетии для проведения карательной акции.

Пожалуй, общие умонастроения в те судьбоносные дни очень точно определяет название этой даты – День мужества и народного единства.

Ю. ВАЗАГОВ