В ходе заседания сессии Парламента Южной Осетии депутаты обсудили предстоящий референдум о возвращении Республике исторического названия Государство Алания. Представители парламентского большинства из «Единой Осетии» выразили свое несогласие с проведением референдума. За комментарием о состоявшейся в Парламенте дискуссии корреспондент МИА Южная Осетия обратился к полномочному представителю Президента в Парламенте Мадине Козаевой.
– В ходе парламентской сессии вице-спикер Инал Мамиев сказал, что в связи с инициативой Президента нам теперь потребуется новая Конституция, потому что нового государства без Конституции не бывает.
– Сложно понять, о каком новом государстве говорит Инал Мамиев. Республика Южная Осетия является государством вот уже более 25 лет. С 2008 года мы получили международное признание и установили дипломатические отношения с рядом государств-членов ООН. Наверное, наших коллег из «Единой Осетии» в историческом названии Государство Алания вводит в заблуждение слово «государство». Думаю, что беспокоиться все же не о чем: никаких новых государств и альтернативных Конституций на территории Республики Южная Осетия не планируется.
– На сессии прозвучало мнение о том, что Президент своим указом якобы отбрасывает название «Республика Южная Осетия».
– В указе Президента говорится о том, что у государства будет два равнозначных названия – Республика Южная Осетия и Государство Алания. Этого же принципа, кстати, придерживаются и в России. В статье 1 российской Конституции говорится о двух равнозначных названиях государства: Россия и Российская Федерация.
«Отбросить» название Республика Южная Осетия невозможно. Во-первых, именно с ним мы прошли тяжелый путь, приведший народ республики к обретению государственности и союзу с Россией. Во-вторых, любая смена названия, будь то Республика Южная Осетия-Алания или иной вариант, повлекла бы за собой очень долгую и очень затратную процедуру замены всех внутренних документов и международных договоров. Вариант, предлагаемый Президентом, помимо восстановления исторической справедливости учитывает и все эти важные моменты.
Нашим коллегам в Парламенте нужно все же внимательнее знакомиться с указами Президента, чтобы впоследствии иметь возможность содержательно их обсуждать.
– Инал Мамиев также отметил, что инициатива Президента нарушает законодательство Южной Осетии, поскольку референдум назначается не указом Президента, а Конституционным законом. Его поддержала Олеся Кочиева, по мнению которой Президент не может инициировать референдум, потому что таким правом обладают только 2/3 депутатов или группа лиц не менее 1000 человек.
– То, что в законодательном органе нынешнего созыва не очень внимательно относятся к законам Южной Осетии, новостью ни для кого не является. Но даже с учетом этого обстоятельства вчерашние заявления депутатов из «Единой Осетии» вызывают большое удивление.
В Республике действует Конституционный закон «О референдуме Республики Южная Осетия», на который я бы хотела обратить особое внимание наших коллег в Парламенте. В статье 10 Конституционного закона прямо указано, что референдум назначается Президентом, и уважаемый Инал Дмитриевич наверняка об этом знает. В статье 7 того же закона говорится о том, что инициатива проведения референдума принадлежит группе лиц не менее 1000 человек, а также Президенту и депутатам.
Только не 2/3, как сказала председатель парламентского Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению, а не менее 1/3. Думаю, что если уж наши коллеги взялись обсуждать проведение референдума, то имело смысл ознакомиться с Конституционным законом, который регулирует его проведение. Тем более что он так и называется – «О референдуме Республики Южная Осетия».
– Олеся Кочиева также заявила о том, что в законодательстве нет механизма инициирования референдума Президентом, и по Конституции Президент назначает, но не инициирует референдум.
– В соответствии с Конституционным законом «О референдуме» Президент направил материалы по референдуму в Верховный Суд с запросом о проверке соблюдения требований, предъявляемых Конституцией и законодательством Южной Осетии к проведению референдума. Хотя в соответствии с тем же Конституционным законом он не был обязан этого делать. Верховный Суд рассмотрел вопрос с участием представителя Президента и представителя ЦИК. Постановление Президиума Верховного Суда по делу о проверке соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Южной Осетии при назначении референдума Президентом, было опубликовано и на сайте Верховного Суда и в газете «Южная Осетия». Депутаты могли бы легко с ним ознакомиться до заседания сессии, но, по всей видимости, решили этого не делать.
Что касается того, что по Конституции Президент назначает, но не инициирует референдум, то исходя из логики председателя парламентского Комитета, в Южной Осетии в принципе невозможно провести референдум. Ведь в Конституции нет никаких указаний на субъекты инициативы референдума. Зато есть прямое указание на соответствующий Конституционный закон, который и регулирует проведение референдума.
– С чем, по Вашему мнению, связано такое резкое неприятие парламентским большинством инициативы Президента и названия Государство Алания?
– Чем ближе президентские выборы, тем более нервной и непредсказуемой становится обстановка в Парламенте. Не знаю, почему Указ Президента о возвращении Южной Осетии исторического названия Государство Алания вызвал у депутатов из «Единой Осетии» такую агрессивную реакцию, разумных оснований для нее попросту нет. Пока против президентской инициативы по Алании на официальном уровне выступили только в США и Грузии. Сейчас в своем неприятии предстоящего референдума к ним фактически присоединилась и «Единая Осетия».
То, что вчера происходило в Парламенте вокруг вопроса о референдуме, является очередной попыткой нагнетания в обществе атмосферы вражды и абсолютно непонятной, никому не нужной злобы. Наверно, депутатам из «Единой Осетии» следует все же менее агрессивно относиться к действиям Президента, направленным на укрепление единства нашего народа.