Лариса Гергиева: «Нужно приобщать общество ко всему лучшему, что есть в осетинской музыке»

На этой неделе в Южной Осетии прошел Первый международной фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Тропой Галати», посвященный 135-летию со дня рождения основоположника осетинской профессиональной музыки Бориса Галаева. Инициатором реализации масштабного проекта выступила известная пианистка, оперный режиссер, руководитель филиала Мариинского театра в РСО-А Лариса Гергиева, также принявшая участие в фестивале в качестве председателя жюри. В интервью газете «ЮО» она рассказала о дальнейших планах по популяризации творчества Бориса Галаева и развитию национальной культуры.

– На встрече с президентом республики Аланом Гаглоевым Вы говорили о реализации проектов, направленных на развитие национальной культуры в Осетии. Какие мероприятия Вы намерены провести в Южной Осетии в 2025 году?

– В ходе встречи с президентом Аланом Гаглоевым я рассказала о том, что в Южной Осетии на 2025 год намечается ряд весьма интересных творческих событий. Думаю, здесь многие еще помнят, как в предыдущие годы я не раз приезжала в Цхинвал с интересными концертами. В них участвовали не только лауреаты всевозможных конкурсов, мастера Северной Осетии, мастера российской культуры, но и совсем юные дарования, которые невзирая на молодые годы успели ярко себя проявить.
К примеру, в 2017 году по моей инициативе проводились Дни Бориса Галати и в Северной, и в Южной Осетии. Мы тогда приезжали большим десантом и оставили у всех яркое впечатление.
Творчество Бориса Галати по-прежнему сохраняет актуальность для национальной культуры Осетии. Его нужно оценивать не только как композитора, но в первую очередь как выдающегося просветителя, сделавшего очень многое для сохранения осетинской традиционной музыкальной культуры.
Галати собирал народные мелодии, писал музыку к спектаклям, создал Государственный ансамбль песни и танца «Симд» и многое другое. Заслуга Бориса Галати также в том, что он находил начинающих музыкантов и помогал им стать профессионалами. Если бы не он, Христофор Плиев, Дудар Хаханов, Феликс Алборов и многие другие не стали бы ядром единой осетинской композиторской школы. Нам нельзя забывать об этом.
Очень важно на базе музея Бориса Галати сохранить его наследие и продолжать идеи, реализации которых он посвятил свою жизнь. В том числе речь идет о поиске и поддержке молодых талантов. Именно для этого проводился Первый международный конкурс детского и юношеского творчества «Тропой Галати». В дальнейшем в течение года на площадке фонда Галати будут проводиться фестивали и концерты с участием выдающихся исполнителей. В рамках этих мероприятий я представлю музыку осетинских и российских композиторов.
Планируется также представить югоосетинскому зрителю мероприятия в новом формате, где слушатели будут знакомиться не только с исполнителем, но и вести дискуссии о творчестве композитора. Я бы очень хотела, чтобы у нас происходило живое обсуждение, звучали разные мнения. В Северной Осетии нами проводился подобный концерт, посвященный Борису Галати и его эпохе.
Необходимо приобщать общество ко всему лучшему, что есть в осетинской музыке и национальной культуре в целом. Я считаю, что в Осетии, как в Северной, так и Южной, должно быть как можно больше культурных событий. На мой взгляд, подобная практика станет тем фактором, который окажет позитивное влияние на настроения людей. Талантливые музыканты больше расположены к прекрасному и могут донести этот посыл в общество. Когда человек приходит на концерт и слушает что-то такое, что трогает его душу, у него внутри происходит просветление, меняется отношение к жизни, ему хочется приобщаться к светлому, доброму. Это главная задача творческого человека – не только творить самому, но приобщать к искусству тысячи людей.

– Ранее Вы неоднократно проводили в Цхинвале мероприятия в рамках фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой». Жители республики всегда с большим воодушевлением ходили на эти концерты и с нетерпением ждали нового фестиваля. Есть ли в планах возобновить подобную практику?

– Фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой» не проводился несколько лет из-за отсутствия финансирования. До этого нам удалось провести 13 фестивалей в ежегодном формате. Искушенные зрители требуют его возвращения. Сейчас поступили предложения возобновить данный проект, появились спонсоры из числа наших земляков, которые готовы оказать финансовую поддержку. Думаю, весной мы сможем провести 14-й фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой» и тогда, конечно же, по доброй старой традиции, привезу кусочек фестиваля в Южную Осетию.
Я большой патриот Осетии, нашей национальной культуры и хочу, чтобы не пропали ни одна нота и ни один голос, они должны влиться в общую музыкальную атмосферу Осетии.

– Яркие, неординарные постановки филиала Мариинского театра в Северной Осетии, представленные на югоосетинской сцене в начале текущего года, произвели настоящий фурор. Югоосетинский зритель с большим удовольствием познакомился с национальным балетом «Фатима» на музыку Жанны Плиевой и «Парфюмером» Патрика Зюскинда в постановке Валерия Суанова. Увидят ли цхинвальцы в будущем году новые постановки североосетинского филиала Мариинки?

– Такие планы у нас есть. К примеру, я бы хотела привезти сюда «Травиату» Джузеппе Верди и оперу «Коста». Но подобные проекты требуют серьезной подготовительной работы. Это не шутка – доставить в Цхинвал оркестр, солистов, хористов… Однако если Юго-Осетинский госдрамтеатр предоставит нам свою площадку, то мы с удовольствием приедем.

– В Осетии существовала мощная композиторская школа. Есть ли у Вас видение, как ее возродить в сегодняшних условиях?

– Потенциал для этого у нас есть, поскольку и сегодня Осетия не обделена талантами. Могу сразу назвать несколько молодых дарований, которые смогут составить костяк новой композиторской школы. Среди них очень талантливый композитор Каролина Газзаева, написавшая оперу по мотивам романа Нафи Джусойты «Слезы Сырдона». Однако опера до сих пор не поставлена.
Все эти вопросы требуют серьезной поддержки, постоянной заботы и внимания, чего, к сожалению, мы пока не наблюдаем.

Алла ГЕРГАУЛОВА