Коста Хетагуров – основоположник осетинского литературного языка

Коста Хетагуров в своем гениальном творчестве соединил прошлое и будущее осетинского народа. Коста и осетинский народ, его язык, история и культура едины. Слово Коста – это его пылающее сердце, это бессмертная поэзия, где отражены нравственные критерии и духовные богатства породившего его народа.

Коста прекрасно понимал, что любить свой народ значит бороться за него, за его судьбу и будущее. И он всю свою жизнь посвятил этому священному делу. Он боролся не только Словом, но всем своим существом. Самобытное поэтическое творение его также связано с осетинским устным народным творчеством. Весь лексический арсенал его непревзойденных произведений ярко свидетельствует об этом.

Родился Коста в с. Нар Алагирского ущелья, которое считается (по словам этнографов и историков Осетии) хранилищем старинных осетинских обычаев, обрядов, легенд, сказаний, песен и святилищ, которые овеяны легендами. Прекрасно знал быт и фольклор родного народа и отец Коста – Леван Елизбарович Хетагуров. В архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) хранится тетрадь с записями Левана Елизбаровича об обычаях, сказаниях и преданиях.

Коста рос и воспитывался в гуще народа, стремился знать все духовные и нравственные устои родного края. Суровая горская природа и беспросветная нищета горца в невыносимых условиях закаляли его поэтическую натуру как физически, так и нравственно. Мечты и чаяния родного народа стали незаменимой школой для гениального поэта. Все испытал поэт за свою короткую жизнь.

Нельзя без слез читать его воспоминания о том, как он рос сиротой, без материнской ласки. Однажды женщина, выходившая его после смерти матери, показала ему могилу матери. Он запомнил ее и каждый день приходил к ней, разговаривал с ней, делился с нею своими обидами, горестями сиротской жизни и засыпал там же. Гыцци, заменившая ему мать, знала об этом и, когда он долго задерживался где-то, она шла на могилу его матери и находила его там спящим.

Поэт, любящий бесконечно свою Родину, посещал ее уголки как мог, побывал в Ардоне, Беслане, Суадаге и в других местах Осетии. Каждый раз, где бы он не бывал, просил окружающих, чтобы организовали ему встречу с народными певцами, со сказителями и всегда слушал их с интересом и внимательно.

У Коста не было великих предшественников в осетинской литературе, чьи традиции он продолжил бы в своем многогранном творчестве. Художественное развитие родной словесности застал он на уровне устно-поэтического творчества народа, и он, как настоящий мастер, творил свое искусство, опираясь на поэтические образцы осетинской народной словесности, возводя единый, новаторский художественный организм – осетинскую индивидуально-художественную поэзию.

Это был творческий подвиг Коста Хетагурова перед осетинским народом, его историей и культурой. Обращение к устному народному творчеству, к его основным традициям способствовали тому, что Коста стал подлинным народным поэтом Осетии и основоположником осетинской литературы и литературного языка, незаменимым борцом за права обездоленных горцев во второй половине 19 века. Выдающийся деятель осетинской художественной словесности шлифовал и развивал по всем законам родного языка всю лексику и фразеологию осетинского языка. Он расширял лексическое значение общеупотребительных лексем, составлял и вводил в свою поэтическую речь разные словосочетания, обогащал метафорами, сравнениями, эпитетами, многозначностью слов и синтаксическими конструкциями, которые были фундаментальной основой развития осетинского литературного языка. Крупный литературовед А.Е.Ефимов, говоря о великих творцах разных национальных литератур,   писал:   «Все жизненное,   типичное,   устойчивое, характерное для всей нации, что было создано народом и вошло в общенациональный язык, мастера слова отбирали, творчески развивали и, обогащая своим речетворчеством, создавали литературный язык».

Осетинская народная поэзия и русская классическая литература были благодатной почвой, на которой формировался талант гениального поэта. Коста Хетагуров собрал в одну «Золотую корзину» все словесное богатство общенародного осетинского языка, фольклора, отшлифовал их формы и нормы, как образцовые явления литературного языка.

Чтобы воспеть думы и мечты родного народа, красоты родной природы, любовь к обездоленным всей земли, нужны были талант – необычайной силы, ум – глубокий и всепонимающий, душа – отзывчивая, и сердце – безмерной доброты.

Коста, как великая личность, обладал всеми этими качествами и потому писал:

Весь мир – мой храм,

Любовь моя – святыня,

Вселенная – Отечество мое.

В некоторых научных работах осетинских филологов за последнее время, говоря о значении творчества Коста Хетагурова для культуры родного народа, бывает пропущено словосочетание – основоположник осетинского литературного языка, что с отрицательной стороны характеризует труды этих ученых и доказывает их некомпетентность в вопросах теории литературоведения и языкознания.

В истории мировой литературы известно, что литературный язык, высоко нормализованный язык, создается на основе общенародного языка великими писателями. Все гениальное в художественной словесности творится на литературном языке. Коста, зная прекрасно этот принцип, собирал все лучшее, что было в осетинском народном языке, отбирая их по всем параметрам и законам классической словесности и применил их в своем неповторимом творчестве, чем он и заложил твердую основу осетинскому литературному языку, которым пользуются все классики осетинской литературы по сегодняшний день, дополняя и расширяя его лексический фонд и выразительные возможности.

Коста прекрасно понимал взаимосвязь общества и языка. В своем самобытном творчестве поэт использовал все несметные богатства родного языка и доказал, что язык является хранителем истории, культуры не только отдельного этноса, но всего человечества.

Творческое наследие Коста – поэта, драматурга, прозаика и публициста – для исследователя любого из этих жанров является неизведанным и безграничным пространством, потому что оно архиважно, богато и требует от ученого-исследователя всесторонней подготовленности.

В творческом кладезе поэта острый ум исследователя почувствует и увидит многообразие человеческих характеров, а также глубинный показ жизни того времени, и не только осетин, но и всех национальностей Кавказа. Любая тема в произведениях Коста представляет собой очень сложное и исключительной важности явление. Об этом верно сказано в одной книге о Коста мэтра осетинской филологии Н.Г. Джусойты «Ни одному деятелю осетинской культуры пока не удалось превзойти Коста по глубине, широте и остроте постановки коренных вопросов общественной жизни своего времени. А форму, в которой отлиты произведения поэта, еще многие поколения осетинских писателей будут считать высоким образцом, по которому можно учиться жанровому многообразию, ритмическому и строфическому богатству, мастерству отбора художественных средств из национальной сокровищницы и новаторскому их обогащению, стройному композиционному построению произведения, в котором все части сливаются в единое целое».

Языкотворчество Коста проявился не только в лексике, но и в грамматике и диалектологии. Он прекрасно объяснил диалектное деление родного народа: «Осетины при всей малочисленности своей,   благодаря топографическим особенностям места их поселения, изрезанные глубочайшими ущельями и неприступными гребнями скалистых гор, имели очень ограниченное сношение между собою».

Гигантская фигура Коста не мог оторваться от родной почвы, ибо она стала его первой жизненной школой, источником поэтического вдохновения и зеркалом правдивого изображения общественно-политической жизни того времени. По этим исключительно важным принципам он вошел в историю осетинского народа как великий национальный поэт, внесший огромный вклад в сокровищницу родной литературы, став основоположником осетинской литературы и литературного языка.

Жизнь и творчество Коста, озарившего ярким солнечным лучом темные уголки родных гор, стали для последующих поколений осетинского народа, поэтов и творческих работников священным наследием гениального предка.

С той поры, как оно было явлено, стало духовным заветом для всех мыслящих Осетии. И этот завет гения со временем не тускнеет, все больше и больше волнует наши сердца и умы, приучая страдать и мыслить вместе с человечеством.

Клавдия ДЖУССОЕВА