Константин Затулин: «Развитие российско-югоосетинских отношений и парламентские слушания»

""

О работе Государственной Думы, в частности, о роли Комитета по делам СНГ в поддержке Абхазии и Юж-ной Осетии в конфликтах с Грузией , о защите и признании республик в 2008 г., о вхождении Южной Осетии в СНГ, рассказал в ходе беседы с журналистами Северной и Южной Осетии, и Абхазии первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин.

Встречи с российскими политиками состоялись в ходе пресс-тура для представителей ведущих СМИ Южной Осетии, Абхазии и Северной Осетии в Москву. Организатором мероприятия выступило Международное информационное агентство «Россия сегодня» в рамках проекта «Десять лет без войны», посвященного десятилетней годовщине событий «Пятидневной войны» в августе 2008 г.
Однобокий взгляд и
работа Госдумы
до 2008 года
До 2008 года, по мнению Константина Затулина, политические и общественные деятели по-разному могли относиться к перспективе признания Южной Осетии и Абхазии.
«Я прекрасно помню, что работу Госдумы первого созыва мы начали с парламентских слушаний, прошедших в феврале 1994 г. Слушания были посвящены грузино-абхазскому конфликту, и организованы в преддверии визита президента Бориса Ельцина в Грузию, в ходе которого он планировал подписать целый ряд документов, включая договор о военных поставках. То есть, фактически должно было произойти восполнение утрат, которые понесла Грузия после провала в Абхазии в 1993 г. Договор предполагал, что Россия возьмёт на себя перевооружение грузинской армии, по крайней мере, частично. И тогда депутаты первого созыва Госдумы были очень взволнованы этим», – вспоминает замглавы думского комитета.
Будучи членом Совета Госдумы, председателем комитета Госдумы и секретарем фракции партии «Единство и согласие» К. Затулину удалось организовать парламентские слушания накануне поездки Ельцина в Тбилиси.
«Я выступил с обращением к Ельцину, которое подписали все фракции Госдумы. В обращении содержалась просьба не совершать необдуманных шагов, по возможности отменить поездку в Тбилиси, а если это невозможно, не подписывать документов, которые бы втягивали нас на стороне Грузии в конфликт в Абхазии. Договор всё-таки был подписан, но не был вынесен на ратификацию, т.к. всем стало ясно, что общественность и политические круги России, причем самые широкие круги не поддерживают такой однобокий взгляд на происходящее, которым тогда в течение долгого времени страдало МИД России», – отметил парламентарий.
Он напомнил, что в дальнейшем они принимали самое разное участие в урегулировании конфликтов в Южной Осетии и Абха-зии. При этом их позиция зачастую расходилась с официальным внешнеполитическим курсом.
«Я добивался принятия заявлений и резолюций касательно выводов из произошедшего в Южной Осетии и Абхазии. Прежде всего, мы представляли на тот момент иную точку зрения на внешнюю политику России, отличную от официального руководства страны, или, по крайней мере, министерства иностранных дел», – подчеркнул Константин Затулин.
Перемена взглядов
По его словам, на протяжении всей истории Госдума всегда выступала и принимала документы в поддержку Южной Осетии и Аб-хазии.
«Это не всегда совпадало с мнением официальной Москвы, особенно в 90-е годы. Но с некоторых пор, сочувственная точка зрения стала проникать на официальный уровень. А когда Президентом России стал Владимир Путин, то времена начали меняться. Прошла паспортизация населения Юж-ной Осетии и Абхазии по упрощенному режиму, фактически подавляющее большинство граждан РЮО и РА стали одновременно гражданами России», – рассказал К. Затулин.
По его мнению, точка зрения, которая до этого формулировалась как желание России во что бы то ни стало осудить так называемый этнический сепаратизм, сменилась более рациональным видением: что право наций на самоопределение не менее важно, чем пресловутая территориальная целостность и присутствует во всех международных документах в качестве равноценного принципа международных отношений.
Константин Затулин напомнил о парламентских слушаниях, проходивших в Госдуме до начала грузинского вторжения в Южную Осетию.
«За полгода до войны в августе 2008 г. наш комитет инициировал проведение слушаний по ситуации в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Мы выступили за то, чтобы Россия рассмотрела разные варианты своего дальнейшего поведения и перешла к мерам признания так называемых непризнанных республик. Слушания собрали много участников, обсудивших ситуацию вокруг тогда еще непризнанных республик в свете косовского прецедента», – подчеркнул руководитель Института стран СНГ.
Он отметил, что провели прямую аналогию в вопросе признания независимости Южной Осетии и Абхазии с фактами признания Республики Косово, которые до этого были предприняты западным сообществом.
«А в августе 2008 г. мы поддержали президента и правительство РФ в признании Южной Осетии и Абхазии, после чего наступил новый этап взаимоотношений – государственно-правовых и иных, продолжающийся до сих пор. На сегодня Россия и Южная Осетия подписали и ратифицировали договоры практически во всех сферах жизнедеятельности, выделяются средства на социальную поддержку разных слоев населения, ветеранов и других», – уточнил парламентарий.
Пока в СНГ дороги нет…
Югоосетинские журналисты интересовались мнением К. Затулина о перспективах вхождения Южной Осетии в СНГ. Эту идею недавно озвучил член президиума Центрального комитета КПРФ Казбек Тайсаев.
«Я с уважением отношусь к своему коллеге, и мне понятно его особое внимание к данному вопросу. Но на сегодня я перспектив вхождения Южной Осетии в СНГ не вижу, кстати, как и Абхазии», – заявил К. Затулин и подробно рассказал о значении организации и странах в СНГ.
«СНГ – это организация из государств, возникших на развалинах бывшего СССР за вычетом Грузии, официально вышедшей из СНГ, Украины, которая все время заявляет, но никак не дооформит свой выход и пока формально состоит в СНГ. И с самого начала особая позиция связана с Туркменией. Республики Прибалтики в СНГ никогда не входили. СНГ, на мой взгляд, является историко-геогра-фическим понятием. К СНГ можно относиться двояко – как к организации и как к пространству», – отметил К. Затулин.
По его словам СНГ, как правило, критикуют за недееспособность, за неспособность быть локомотивом интеграции.
«На мой взгляд, это не справедливо, это завышенные претензии. Но эти завышенные претензии к СНГ созданы устроителями Беловежской пущи, которые предприняли попытки обмануть население собственных стран – России, Украины и Белоруссии. В демагогических целях в Беловежской пуще подписали декларацию, где заявили, что СНГ будет более прочной, более современной формой объединения, чем СССР. Это было вранье с самого начала, призванным успокоить. Не может быть союз государств более прочным объединением, чем одно государство. Кто-то называет СНГ бракоразводной конторой, но, безусловно, СНГ играло и играет определенную роль», – подчеркнул парламентарий.
Константин Затулин против того, чтобы перестали рассматривать СНГ, как организацию. «Все-таки во всем мире существование СНГ считается определенным признаком российской зоны влияния. Хотя бы из этой точки зрения нам не выгодно быть могильщиками СНГ. С другой стороны, полагаться на СНГ, как на оперативную, дееспособную организацию, способную решать проблемы, не приходится, потому что в СНГ давно есть группы по интересам», – заключил депутат ГД.
Встреча с первым заместителем председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководителем Института стран СНГ длилась около двух часов. Журналисты имели возможность задать парламентарию любые проблемные вопросы о развитии российско-югоосетинских и российско-аб-хазских отношений, дальнейшем их развитии. На все вопросы мы получали откровенный аргументированный ответ. Константин Затулин обещал журналистам, что постарается посетить и Южную Осетию, и Абхазию на празднования десятилетия признания независимости.
А. ДЖИОТЫ