Христофор Плиев – первооткрыватель и классик национального музыкального театра

20 января 1923 года родился известный осетинский композитор, уроженец села Верхний Рук Южной Осетии Христофор Плиев. В мае 2015 года музыкальная общественность отметит 20 годовщину того печального дня, когда ушел из жизни замечательный человек, композитор и общественный деятель. Он оставил заметный след в музыкальной культуре Осетии.

«Звонкоголосым первенцем» назовут его оперетту «Весенняя песня». Ничего подобного до этого не звучало на осетинской сцене. Благодаря таланту Христофора Плиева первая осетинская национальная оперетта на родном языке со дня премьеры и по сей день остается бестселлером в этом жанре. Полная задора, жизнелюбия, оптимизма, она снискала заслуженную славу не только в Осетии.

Христофор Плиев всю свою жизнь посвятил служению осетинской музыкальной культуре не только как композитор, но и как человек и сподвижник. Он не сразу нашел себя в музыке, хотя занимался ею с детства. Вначале поступил на физико-математический факультет Сталинирского пединститута, в Великую Отечественную войну воевал на разных фронтах. Демобилизованный в 1947 году, и окончательно утвердившись в решении стать профессиональным музыкантом, он стал студентом Московской консерватории. Педагоги консерватории отмечали его талант, старания и способность углубленно заниматься длительное время академическими дисциплинами."Хри

Христофор Плиев внес огромный вклад в музыкальную сокровищницу Осетии. Он автор многих популярных мелодий, музыкальных комедий, первых эстрадных песен, полюбившихся в родной Осетии. Отзывчивый друг и коллега, он смотрел на творчество как на суть человеческого выражения в звуках, проблем не только лично лирических, но и национально-масштабных. Современники Христофора помнят его как человека, который мог по достоинству оценить работу другого музыканта. Есть немало историй о том, как он помог тому или иному музыканту. Известно, что молодой Булат Газданов, как гармонист, часто участвовал в его музыкальных спектаклях.

Христофор Плиев был в числе тех музыкантов, которым посчастливилось пройти годы ученичества у Бориса Галаева. Навыки, приобретенные в те годы, пригодились ему в жизни, в том числе и в музыкальном творчестве. Бесспорно талантливый, он проделал большой путь в музыкальном искусстве, от поющего на слух парнишки до автора крупных произведений, пишущего в разных жанрах и формах. Для поколений любителей музыки среднего и старшего возраста он остался в памяти как автор многих комических персонажей, звучащих по радио. Чего стоит одна только ария Салфетки из оперетты «Весенняя песня», которая чуть ли не каждый день звучала в различных заставках по осетинскому радио. Много раз обращался Христофор к творчеству великого Коста, им написаны песни и романсы на стихи поэта. Но, по всеобщему признанию критиков, опера «Коста» стала одним из его лучших сочинений. Коста здесь прежде всего защитник угнетенных, и только затем – великий поэт.

Многими наградами оценены его заслуги перед государством и своим народом. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1960 года, лауреат премии им.Коста с 1966 года и член Союза композиторов с 1958 года. О годах его работы председателем Союза композиторов вспоминает музыковед Татьяна Батагова: «16 лет Христофор Сосланович возглавлял Северо-Осетинский Союз композиторов. Это было время расцвета творческой организации, время премьер, фестивалей, гастролей, обменных (с композиторами других республик) концертов и т.п… Именно поэтому он сегодня вспоминается не только как замечательный композитор, но и как яркая личность, выдающийся общественный деятель».

Сейчас, как и прежде, его яркая, озорная, временами гротескная музыка звучит с разных сцен и театральных подмостков. Память о нем бережно хранят его поклонники, коллеги, родные и друзья.

Тамара КОТОЛОВА