Качество сервиса – ключ к успешной торговле

В Цхинвале растет количество торговых точек, но культура обслуживания по-прежнему оставляет желать лучшего. Бестактность продавца – явление нередкое. О просроченных продуктах на полках уже и писать не хочется.

Растущая конкуренция в сфере розничной торговли по идее должна способствовать повышению уровня сервиса. В других странах находчивые предприниматели в борьбе за клиента проводят грамотную ценовую политику, используют разные маркетинговые приемы, создают положительную ауру в торговом помещении. Вежливость обслуживающего персонала играет в этом аспекте ключевую роль.
В Цхинвале за последние годы качество обслуживания немного выросло, особенно с появлением супермаркетов. Но многое необходимо улучшать, и прежде всего это касается этики общения продавцов.

Что говорят цхинвальцы?
По мнению Н. Цховребовой, в магазин с приветливыми продавцами хочется приходить снова и снова. «Огрехи в обслуживании имеются, но в целом не все так плохо. В некоторых магазинах продавцы любезны, из-за этого хочется к ним чаще заходить. Много вежливых торговцев среди азербайджанцев», – считает жительница Цхинвала.
А. Джиоева в свободное время устраивает шопинг, но не всегда находит понимание со стороны владельцев магазинов одежды. «Можно сказать, я шопоголик. Люблю каждый сезон обновлять гардероб. Бюджет не сильно позволяет, но иногда можно товар взять в долг, – говорит модница. – Я щепетильна в выборе одежды: должна примерить, посмотреть, как сидит и смотрится одежда. Иногда видишь вещь и сразу понимаешь – твое, а порой надо обойти не один бутик, чтобы найти то, что тебе нужно. Продавцы обычно с пониманием к этому относятся, но кто-то бросает обиженный взгляд, если после примерок ничего не покупаешь. Были неприятные беседы. Но ведь мы имеем право выбирать».
Молодой горожанин А.Тедеев тоже обращает внимание на грубость продавцов. «Есть магазины, где продавцы приветливы, здороваются. Однако в некоторых торговых точках встречал недружелюбное отношение, – рассказывает мужчина. – Например, недавно в одном магазине присматривал для себя обувь, понравились несколько пар, но долго не мог сделать выбор, да и цены смущали. Продавщица, видимо, заметила мое замешатель-ство, но вместо того, чтобы подойти и помочь с выбором, вдруг недовольно пробурчала: «Покупаешь – бери. А если нет денег, то не надо тут стоять и все разглядывать. Не на выставке находишься». После такого хамского обращения отпало всякое желание что-то покупать. Этот магазин для меня теперь в «черном списке», туда я больше не пойду».
Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца предоставить клиенту возможность осмотра и примерки товара. Главное – не испортить товарный вид. В случае отказа продавца покупатель вправе обратиться в суд или в орган государственной власти, осуществляющий контроль за соблюдением защиты прав потребителей.
Невежественность людей за прилавком наблюдается и в продуктовых магазинах. «В торговых сетях нашего города продавцы в большинстве своем ведут себя нормально. Но некоторые отпускают товар с таким хмурым видом, будто деньги у них просишь в долг, – заметил А. Гагиев. – Иногда могут надерзить. Был случай, когда мой безобидный вопрос о свежести продукта вывел из себя продавщицу. Наговорила неприятных слов. Понимаю, что эти люди весь день на ногах, устают, но это не дает им право хамить покупателям. Для меня это имеет большое значение. Я и второй, и третий раз пойду туда, где к клиентам радушное отношение».

Обман прав потребителей
Не всегда продавцы честны с потребителями, могут подложить некачественный или несвежий продукт.
М. Тедеева с досадой рассказывает, как ее обманули в торговом объекте: «У меня недавно был случай. Брала печенья, упакованные в пластиковый контейнер. Специально спросила продавщицу о свежести. Она утвердительно кивнула головой. Придя домой, увидела испорченные, покрытые плесенью внутри печенья. Мне не жаль потраченных денег, стало обидно от такого отношения. Ведь я часто ходила в тот магазин. Уже ни разу не переступлю его порог».
Люди обращают внимание на многие недостатки и нарушения в торговых точках: просроченные продукты, отсутствие контрольных весов, сопроводительной информации на товаре, ценников, обвес, обсчет, небрежное размещение продуктов. Где-то бытовая химия слишком близко «соседствует» с продуктами питания, или кондитерские выпечки, не упакованные и непокрытые пленкой, выкладывают на прилавок. А хлеб отдельные продавцы так и не научились заворачивать в пакет. Некоторые не стесняются класть его в пакет голыми руками, которыми минутой ранее брали деньги. Часто в торговых помещениях не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования.
Потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав, следует обращаться в Комитет Юго-Осетпотребнадзора. Специалисты действующего при нем Управления по защите прав потребителей быстро примут меры.
Закон разрешает Юго-Осетпотребнадзору проводить плановые проверки объектов торговли и общепита только раз в год. При этом обязывает за три дня до официальной проверки уведомить владельца объекта о своем посещении. За это время предприниматель может припрятать просроченный товар, «замести все следы». Однако на основании жалобы покупателя специалисты Управления по защите прав потребителей имеют право провести внеплановую проверку конкретного магазина.

Научиться хорошим манерам
В нынешней конкурентной среде владелец торгового объекта по логике должен постараться создать позитивный имидж своего магазина с целью увеличения посещаемости. Нужно подбирать продавцов под определенные критерии, соответствие человеческим качествам.
В России во многих городах для сотрудников торговых объектов проводят курсы обучения «хорошим манерам». Важно грамотно и с вежливостью демонстрировать предлагаемый товар, консультировать посетителя, уметь расположить к себе, формировать впечатление гостеприимства. Терпеливость, тактичность и радушие продавца способны расположить даже привередливого клиента. Если посетитель торговой точки ничего не купил, у него останется благоприятное впечатление от качества обслуживания. В следующий раз снова придет и сделает покупки. Порекомендует магазин знакомым.
Югоосетинским предпринимателям имеет смысл принять во внимание опыт других стран по выстраиванию отношений с потребителями. Приветливость и аккуратность, вкупе с разумными ценами, – гарантия успешной торговли.

Инал ДЖИОЕВ