Из окна храма

Великие люди рождаются так же, как и обыкновенные – «Æз райгуырдтæн хохы… Нæ хъæдкъул ыскъæт, – Нырдæр мæ нæу рохы, – Æвгъæддон уыд уæд…» («В горах я родился, Тот хлев еще цел, Где друг твой впервые На свет поглядел». Коста «Кто ты?» Перевела А. Ахматова). Но с детских времен что-то необычное происходит в их жизни. Когда великому поэту, художнику, общественному деятелю и основоположнику осетинского литературного языка, сыну офицера русской армии Коста Хетагурову исполнилось два года, умерла его мать в высокогорном селе Нар. Она умоляла, чтобы мальчика живым похоронили с ней. Мол, все равно за ним некому будет смотреть и страшной смертью погибнет где-нибудь в одиночестве. Но его, как своего сына, вырастила их соседка, благородная женщина Чендзе: «Чужая младенца В свой дом приняла, И грудью кормила, И доброй была».

Но поэт не мог забыть те дни, когда со слезами на глазах вспоминал свою мать:

Но ты пойми, – я в пору малолетства

Жестоко был лишен капризною судьбой

Священной радости ликующего детства:

Играть под звуки песни матери родной…

Но что судьбы слепой безжалостный удар!

                                                («Да, я уж стар…»)

Будущий великий поэт в 1871 – 1881 годы учился в Ставропольской гимназии, писал стихи, занимался живописью. Когда познакомился с творчеством русских поэтов, то это ему дало толчок основательно заниматься художественной литературой. Но Коста не суждено было окончить гимназию. По рекомендации своего учителя рисования В. Смирнова он поступил в Петербургскую Академию художеств, но вынужден был покинуть ее: не было средств платить за обучение и содержать себя. Эти годы в жизни Коста Хетагурова как поэта, живописца и революционного демократа сыграли большую роль.

Возвратившись в Осетию в 1885 году, он обосновался во Владикавказе. Занимается поэзией, живописью, публицистикой, общественной деятельностью. Его критические статьи печатаются как в кавказских газетах, так и в столичной прессе.

В том же году на осетинском языке поэт пишет свое известное стихотворение «Взгляни!..», где открыл свою душевную боль – боль не только за себя, но за родной народ и за родную Осетию:

Сказал я: неси же домой –

В Осетию, в край наш родной,

Свое одинокое горе…

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.

 

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!

 

Достойных так мало у нас!

И что мы такое сейчас?

И чем мы со временем будем?

Ползешь ты вслепую, мой край.

Взгляни ж, Уастырджи, и не дай

Погибнуть измученным людям!

                           (Перевод П. Панченко)

Коста Хетагуров активно работает в поэзии, в публицистике, работает в жанрах прозы и драматургии (писал свои произведения на осетинском и русском языках). С помощью художественного слова выражает задушевные мысли народа, зовет его к борьбе за свою свободу. За разоблачение царской политики поэт постоянно подвергался преследованиям Терской администрации, два раза был в ссылке. Работал неустанно и днем, и ночью.

В Ставрополе он приобрел статус профессионального художника-портретиста. В ставропольском краевом архиве хранятся письма Хетагурова в городскую управу. В одном из них Коста Леванович дает ответ на предложение выполнить портрет Нестерова, известного благотоворителя, почетного гражданина Ставрополя: «На предложение городской управы имею честь заявить, что я согласен изготовить портрет Нестерова с рамой за сто рублей. Портрет имеет быть поясной в натуральную величину, написанный масляными красками.

Января 9 дня 1897 года. К. Хетагуров. (Виктор Кравченко. Коста, сын Леуана. – Ставраполь, 2008. – С. 69.)

Его первая поэтическая книга «Стихотворения», написанная на русском языке, увидела свет в декабре 1895 года в Ставрополе приложением к газете «Северный Кавказ». В 1894 году 25 декабря газета извещала своих читателей: «По случаю исполнившегося 10-летия газеты «Северный Кавказ» всем годовым подписчикам в 1895 году будет выдан бесплатно… «СБОРНИК СТИХОТВОРЕНИЙ КОСТА».

А через четыре года во Владикавказе была издана жемчужина осетинской поэзии «Осетинская лира» («Ирон фæндыр», 1899), где во весь голос прозвучал призыв Коста к народу:

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган, и горы отняли.

Всех нас позорят и розгами бьют.

 

Мы разбрелись, покидая отчизну, –

Скот разгоняет так бешеный зверь.

Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни

Нас собери своим словом теперь.

 

Враг наш ликующий в бездну нас гонит,

Славы желая, бесславно мы мрем.

Родина-мать и рыдает, и стонет…

Вождь наш, спеши к нам – мы к смерти идем.

                                                                 («Горе»).

Это горе, к сожалению, через полтора столетия по-прежнему звучит в горах Осетии, и это говорит о гении поэта. Он видел судьбу своей Родины. Знал, что наша сила и наше счастье в нашем братстве.

Если святейший человек, верующий он или нет, будет смотреть из окна храма, то непременно придет к светлым мыслям: «Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое…» («Я не пророк…»).

Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров был именно таким.

Мелитон Казиты