IX заседание Межправкомиссии. Послесловие

Важным событием прошедшего месяца стало девятое заседание Межправительственной комиссии (МПК) по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией. С одной стороны это мероприятие можно рассматривать как очередной раунд в процессе взаимодействия между двумя стратегическими партнерами в экономической и социальной сферах. С другой – и это самое важное, – девятое заседание МПК показало, что сложный процесс перехода на новые формы формирования финансовой и экономической стратегии в Южной Осетии завершился.

В течение полутора лет главной проблемой во взаимоотношениях между сторонами было отличие в формировании принципов экономической и финансовой политики.

Прежде всего – несоответствие этих принципов современным требованиям. Строительство объектов инфраструктуры без проектно-сметной документации, формальный подход к долгосрочному планированию, вольное понимание финансовой отчетности – все это было составляющей юго-осетинской модели экономики. И с этим наследием руководству страны приходилось выстраивать новые отношения с российскими партнерами.

Стороны понимали, что пока в Южной Осетии не будет выстроена понятная финансово-экономическая система координат, совместное сотрудничество будет носить сложный характер. И все это время происходил процесс гармонизации двусторонних взаимоотношений. Благозвучный термин «гармонизация», конечно же, не отражает тех сложностей объективного и субъективного характера, которые возникали на этом пути.

Полтора года происходил процесс «челночного общения» между представителями профильных министерств и ведомств России и Южной Осетии. Выработка нормативных актов, согласование документов, выстраивание общей модели двустороннего сотрудничества в понятных всем понятиях и терминах – все это стало основой для формирования общей платформы. Достижения в этом направлении отметил и заместитель председателя правительства России, полпред президента РФ в СКФО, председатель российской части МПК Александр Хлопонин: «В процессе работы мы сами учимся, и югоосетинские коллеги учатся. Видно, как мы растем с точки зрения принятия решений, подготовки документов. Во всех отношениях я могу только положительно оценить качественную работу югоосетинских специалистов».

Надо отметить, что А.Хлопонин не оговорился, когда сказал, что учились обе стороны. Российская сторона училась работать в условиях, когда надо было не только требовать соответствия современным требованиям, но и оказывать своему партнеру методическую помощь. А югоосетинская сторона благодаря российским партнерам, как прилежный ученик, постигала основы современной экономической науки. Очевидно, что этот учебно-практический этап успешно завершен и теперь дело за ускорением процесса реализации экономических планов.

Конечно же, времени потрачено немало. Но это того стоило. Это все можно сравнить с работой по налаживанию дорожного сообщения между пунктом А и пунктом Б. Дорога между ними разбитая, вся в ямах и рытвинах. Несмотря на это, из пункта А в пункт Б необходимо перевезти большое количество груза. Можно сделать это немедленно и в полном объеме. Но при этом часть груза рассыплется в пути, часть машин уйдет «налево» в поисках обходных путей. А можно повременить, и сперва отремонтировать шоссе, поставить ограничительные и предупредительные знаки, расставить ответственных и добросовестных регулировщиков автотранспортных потоков, и уже тогда открыть полноценное сообщение. Вот такая занимательная арифметика!

Уже сегодня ясно, что в 2014 году начнется «полноценное сообщение». Именно этот год станет годом завершения процесса восстановления Республики. «Мы поставили перед собой амбициозную задачу – завершить в 2014 году все недостроенные объекты. Это беспрецедентная по количеству объектов и инвестициям задача. В перечне инвестиционных направлений социальноважные объекты, объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры. Напомню, что объем финансовых средств, выделенных Южной Осетии в 2012-2013 годах, был чуть более двух миллиардов рублей, на будущий год предусмотрено более 2,8 миллиарда рублей», – такие горизонты очертил А.Хлопонин. Президент Л.Тибилов внес дополнительную конкретику: «В конце 2014 года мы должны показать населению Республики, что запланированное строительство завершено. В будущем году мы планируем ввести в строй более 30 объектов. Думаю, что в 2014 году мы сможем с уверенностью заявить, что сделали больше, чем в предыдущие два года…».

Со своей стороны добавим, что если удастся реализовать программу 2014 года, то будет сделано намного больше, чем за весь период восстановления. Ведь за прошедшие годы преимущественно восстанавливались жилые дома, а в программе на 2014 год – объекты транспортной, инженерной   инфраструктуры. В том числе и реконструкция водовода Едыс – Цхинвал. Об этом отдельно упомянул А.Хлопонин, назвав его «наш любимый водовод», указав, что тема его восстановления была в центре отдельной дискуссии. Результатом обсуждения стало понимание необходимости быстрейшего ввода в полноценную эксплуатацию этого важного объекта.

То, что некоторые вопросы становятся предметом дискуссий, и порой весьма оживленных, тоже обычное явление. Югоосетинская сторона всегда старается отстаивать важность и первоочередность тех или иных объектов. Понятно, что и у российских специалистов есть свое видение приоритетов. Это вполне нормальное состояние процесса двустороннего сотрудничества. Более того, именно принципиальная позиция сторон вызывает обоюдное уважение.

Понятно, что в 2014 году содержанием работы МПК и югоосетинского руководства станет завершение строительства объектов восстановления и ввод их в эксплуатацию. Однако не меньший интерес вызывает Инвестпрограмма на 2015-2016 годы. Несомненно, что именно этот период более всего важен для нашей страны, так как здесь определены задачи реального развития Республики. «Нам надо думать о реальном развитии Республики, о развитии экономики территории. Это возобновление работы предприятий, новых производств. В последующие годы Республика должна перейти к реализации программ экономического развития. Это очень тяжелая, напряженная работа», – отметил А.Хлопонин, комментируя принципы формирования Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2015-2016 гг.

Вместе с тем, в Южной Осетии понимают, что одно государственное финансирование не сможет обеспечить достаточный объем вливания финансовых средств в экономику страны. Для этого необходимы инвестиции и частного характера. «Мы стараемся создать для инвесторов благоприятный инвестиционный климат, работаем над совершенствованием законодательства в этой сфере», – отметил Л.Тибилов. Он также рассказал, что в 2014 году в Республике планируется провести экономический форум с участием предпринимателей – выходцев из Южной Осетии.

Российская сторона при приоритете взаимодействия с РЮО на федеральном уровне предлагает и сотрудничество с регионами. Именно в этом контексте можно рассматривать заключенные в рамках МПК соглашения с Карачаево-Черкесией и Республикой Северная Осетия-Алания. Договоренности предполагают сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах. Это несомненно даст дополнительные возможности для развития нашей страны.

Однако отметим, что опыт предыдущих соглашений с субъектами Российской Федерации показывает, что реализация договоренностей ограничивалась преимущественно культурной сферой. Поэтому было бы хорошо, чтобы в Правительстве РЮО вопросами реализации подобных двусторонних соглашений занималась отдельная структура. Персональная ответственность позволит избежать формального подхода к реализации дополнительных возможностей, которые нам дают двусторонние договоренности как с регионами Российской Федерации, так и с Приднестровьем, Абхазией, Нагорным Карабахом.

Завершило свою работу девятое заседание Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией. Но с его завершением начался качественно новый этап в становлении российско-югоосетинских отношений, в развитии социальной и экономической сфер Республики Южная Осетия. Успешная реализация всех планов зависит от воли и последовательности сторон, эффективности управленческих кадров.

А для Южной Осетии еще и от того, насколько в нашем обществе будет сильна консолидация общественных сил, насколько мы поставим наше желание развивать страну выше наших политических амбиций.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»